Благодаря своему увлечению историей инженер основал особенный музей

Клуб Полярный Одиссей Виктора Дмитриева Предпринимательство и стартапы
или

Клуб «Полярный Одиссей» Виктора Дмитриева из Петрозаводска объединил романтиков, увлеченных историей флота, и предоставил возможность всем желающим не только изучать историю географических открытий из книг, но и пройти маршруты на репликах собственноручно построенных старинных деревянных судов. За полвека существования клуба на воду было спущено более сорока ладей, ботов, казачьих стругов, шхун и фрегатов. Многие из них стоят на причале морского музея, созданного при клубе, который ежегодно посещают около 8000 человек.

Все началось с книги Вениамина Каверина «Два капитана», прочитанной Виктором Дмитриевым в детстве, когда его покорили странствия и географические открытия. В первые путешествия он отправился во время учебы в Петрозаводском государственном университете, на мотоцикле и автомобиле.

«Все время что-то изобретал, — вспоминает Виктор Дмитриев. — Например, однажды даже подал заявку на регистрацию изобретения нового космического корабля. Но тогда это было секретное направление — мне сказали, чтоб я не совался».

После окончания университета Дмитриев работал в НИИ «Севрыбпроект», участвуя в разработке электрооборудования для промышленного рыболовства и одновременно руководил «общественной лабораторией» научно-технического творчества, где был создан робот-батискаф. В 1974 году он и четверо его друзей вложились в собственное судно.

«За 500 рублей купили корпус малого рыболовного бота, сами восстановили, назвали ‘Арго’. И ходили на нем по Онежскому озеру, — рассказывает Виктор Дмитриев. — ‘Арго’ не сохранился: во время шторма его разбило о причал».

Следующей покупкой стала посудина «Золотая лань», которую после ремонта переименовали в «Полярный Одиссей». На судне длиной 12,5 м поставили дизель мощностью 20 лошадиных сил и парусную оснастку. И уже на этом судне с 1979 года Виктор Дмитриев с единомышленниками начал совершать экспедиции в Арктику: из Онежского озера в Белое, дальше — в Баренцево. Тогда же родился и одноименный клуб.

Будь то турист или матрос

Сегодня при клубе «Полярный Одиссей» функционируют морской музей и историко-культурный центр, привлекая как туристов, так и моряков. «Мы объединяем людей, заинтересованных не только в морских путешествиях, но и в истории и традициях мореплавания», — говорит Виктор Дмитриев. Согласно словам Алексея Дмитриева, сына основателя клуба и директора музея, собрано около 300 экспонатов, включая «бочонок с ромом», действующий механизм для подъема на мачту, корабельные пушки, канаты и многое другое. Музей ежегодно посещают около 8000 человек, а на строительство и ремонт судов привлекаются добровольцы под руководством опытных мастеров.

«Люди приезжают из разных мест, даже из других стран, чтобы принять участие в наших проектах. Это как обучение, так и возможность погрузиться в морские традиции», — объясняет Виктор Дмитриев. На территории клуба также проводятся фестивали, вечера бардовской песни, а также съемки фильмов. Корабли «Полярного Одиссея» уже стали неотъемлемой частью морской культуры и часто фигурируют в кино и документальных фильмах.

Благодаря своему увлечению историей инженер основал особенный музей
В музее можно не просто ощутить дух морской романтики, но послушать рассказы из первых уст.

Эстетика из дерева

На веб-сайте клуба представлен обширный ассортимент парусных судов, изготовление которых доступно для заказа. От небольших мини-хаусботов (плав-дач) длиной 6,4 метра до величественных купеческих поморских ладей и трехмачтовых фрегатов длиной 23 метра. Цены на эти суда начинаются от 420 000 рублей за мини-хаусбот и достигают 21 миллиона рублей за фрегат. Однако стоит учитывать, что это данные с пятилетней давностью, и в настоящее время стоимость может быть выше. Клуб признает, что деревянные суда представляют собой нечто вроде машины времени, переносящей нас в другие эпохи. Однако они значительно дороже в производстве и обслуживании по сравнению с современными пластиковыми яхтами, как поясняет Виктор Дмитриев. Именно поэтому реплики исторических судов приобретают в основном морские клубы, государственные и общественные организации, а не частные лица.

Например, реплику ботика Петра I, известного как «дедушка русского флота», для екатеринбургской флотилии «Каравелла», основанной писателем Владиславом Крапивиным в начале 1960-х годов, построили в Петрозаводске. Этот проект был финансирован компанией «Сима-ленд» и Императорским православным палестинским обществом. Лариса Крапивина, нынешний руководитель «Каравеллы», отмечает, что для них важно было не только получить подарок, но и участвовать в процессе строительства. Это ценный опыт для молодежи, который позволяет лучше понять устройство старинного корабля и освоить навыки управления парусами.

Следует также отметить уникальный музей, где представлены не просто экспонаты, а работающие копии исторических деревянных судов, на которых можно совершить морскую прогулку.

«У нас заказывали самые первые ладьи, такие как ‘Святая Русь’ и ‘Храбр’,» — рассказывает отец Феоктист, основатель тольяттинского детского военно-патриотического клуба «Святорусское богатырство». Он также отмечает удивительную быстроходность «Святой Руси», которой удалось преодолеть путь от Петрозаводска до Тольятти за шесть суток. «Храбр» участвовал в экспедиции в Сербию.

Деревянные лодки, созданные по традиционным технологиям в Карелии, использовались даже в советское время для рыбалки и перевозки смолы. Однако многие мало знали о них до тех пор, пока «Полярный Одиссей» не начал активно популяризировать эту тему и привлекать внимание общества к ней.

С 2015 года отец Феоктист начал строительство судов на своей «Ладейной верфи». Лодки мастеров Карелии относятся к петровской эпохе и не отличаются особыми изысками. Однако древние ладьи IX-XII веков были настоящими произведениями искусства, украшенными резьбой, изображениями животных и изысканными деталями. В планах отца Феоктиста — построить все 33 вида древнерусских ладей, начиная от княжеских и боярских и заканчивая рыбацкими и паромными.

Благодаря своему увлечению историей инженер основал особенный музей
Реплики исторических судов покупают морские клубы, государственные или общественные организации.

Интерес к деревянным парусникам не ограничивается только их культурно-исторической значимостью. Во многих случаях деревянные суда считаются более эстетичными, а также более прочными и комфортными. Яхтсмен Евгений Шкаруба, руководитель верфи «Товарищество поморского судостроения» в Архангельске, делится своим опытом: «В 2015 году мы совершили кругосветное плавание на современной парусной яхте ‘Джульетта’. Опыт показал, что современные пластиковые лодки не всегда подходят для дальних экспедиций в тяжелых условиях. В океане, в кругосветном путешествии, лучше использовать деревянные парусники — они более надежны».

Собственная верфь «Товарищества поморского судостроения» в Архангельске начала свою работу с 2019 года, и за это время уже было построено 10 карбасов (традиционных поморских лодок), а в настоящее время идет строительство шхуны для нового кругосветного путешествия.

«На Западе деревянные суда пользуются большой популярностью. У нас интерес к ним также постоянно растет, особенно среди яхтсменов, уже имеющих опыт с пластиковыми лодками», — комментирует Шкаруба. «Проект ‘Полярный Одиссей’ играет важную роль в сохранении деревянного судостроения и морских традиций Русского Севера. Деревянный парусник управляется по-другому и дарит совершенно другие ощущения».

Оцените статью
ODELAX.RU
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x

Проверить франшизу

Спасибо
Ваша заявка отправлена
Скоро мы свяжемся с Вами