Российские финансовые власти приступают к легализации майнинга (добычи) криптовалют — широко распространенное занятие, долгое время остававшееся в тени, способно принести многомиллиардную пользу бюджету. При этом реклама услуг по майнингу будет запрещена, а возможность расплачиваться криптовалютой внутри России не рассматривается в принципе. Но внешние расчеты — другое дело: не исключено, что намайненной «в белую» криптовалютой будут рассчитываться за поставки импортных товаров.
Поправки к закону «О цифровых финансовых активах и цифровой валюте», посвященные майнингу, внесены в Госдуму. В пояснительной записке к документу говорится, что регулирование выпуска и оборота криптовалют должно быть обеспечено дополнительным законодательным регулированием, которое сейчас отсутствует. Действующий с 2021 года закон, куда и предложены поправки, носит общий характер. Он дает определение «цифровым финансовым активам» (ЦФА, работают на блокчейне, есть ответственное за обращение и мену юрлицо) и «цифровым валютам» (все то же самое, только ключевое отличие в том, что ответственного юрлица нет: их функционирование поддерживается обычными пользователями). Цифровые валюты закон относит к «имуществу»: можно владеть, покупать и продавать, обменивать. Но ни ЦФА, ни цифровые валюты не являются и не признаются средством платежа — купить на них ничего нельзя.
После принятия основного закона начались дискуссии о том, как регулировать цифровые валюты дальше. В начале 2022 года стало известно о кардинально разных позициях Банка России и Минфина в этом вопросе: первый предлагал жесткий запрет практически всех операций с криптовалютами, второй выступал за легализацию рынка. Позднее ЦБ и Минфину общие точки соприкосновения найти удалось. В том числе, по единственному исключению по расчетам в криптовалютах — они будут возможны только во внешнеэкономической деятельности (то есть с зарубежными сделками, тем же импорту-экспорту). Очевидно, что удалось договориться и по майнингу: и в Минфине, и в Банке России заявили, что поддерживают внесенный в Госдуму законопроект.
Документ предусматривает, что регулятором майнинговой сферы будет Банк России. Регулирование позволит «легально осуществлять указанную деятельность, декларировать полученный доход, а также обеспечивать исчисление и уплату в бюджеты всех уровней соответствующих налоговых платежей», говорится в пояснительной записке. Кроме того, оно позволит нивелировать и правовые риски.
Намайненную криптовалюту нельзя будет реализовать через российскую информационную инфраструктуру. При этом на нее не будут распространяться требования закона о валютном регулировании и контроле. Сделки майнеров внутри страны и с использованием российской информационной инфраструктуры будут возможны только в рамках экспериментального правового режима («цифровой песочницы»). «Кроме того, устанавливается запрет на рекламу или предложение в иной форме неограниченному кругу лиц цифровой валюты», — говорится в документе.
«Мы позитивно оцениваем возможность купли-продажи криптовалюты на территории России в рамках экспериментальных правовых режимов, что позволит получать выручку на территории РФ, российское банковское финансирование на реализацию инвестпроектов и избежать блокировки транзакций в связи с действиями недружественных стран», — говорит основатель и гендиректор BitRiver Игорь Рунец. Но необходима детализация действий майнеров, которые будут производить криптовалюту, а также лиц, которые будут владеть ею и обменивать через российскую площадку, добавляет он. По мнению Рунца, также еще предстоит доработать систему налогообложения прибыли майнеров. По его оценке, майнинг может принести в казну России более 50 млрд рублей только за первый год легализации.
При принятии нового правового регулирования должны быть четко прописаны три основных аспекта, считает налоговый юрист, руководитель Центра правопорядка в Москве и Московской области Александр Хаминский. «Во-первых, необходимо обеспечить контроль за оборотом цифровых активов для недопущения запрещенной в России деятельности, включая финансирование экстремизма и терроризма. Во-вторых, должны быть решены вопросы, связанные с налогообложением доходов, получаемых в результате генерирования цифровых валют. В-третьих, следует обеспечить защиту прав потребителей финансовых услуг, в первую очередь граждан. Ни одну из перечисленных задач предлагаемый законопроект непосредственно не решает», — говорит Хаминский. Также в документе не приводятся критерии, которыми надо руководствоваться при дифференцировании рекламной и пользовательской информации по майнингу, добавляет он.