17.05.2024

Изучение художественной литературы способствовало улучшению когнитивных способностей

Исследование, опубликованное в журнале Journal of Experimental Psychology: General, демонстрирует, что чтение художественной литературы приносит небольшие, но значимые когнитивные выгоды, особенно в сфере вербальных навыков, эмпатии и способности понимать чужую перспективу.

«За последние годы ученые из разных областей обсуждали как пользу, так и потенциальный вред чтения художественных произведений для когнитивных процессов. Мы стремились получить объективный количественный анализ соответствующих эмпирических данных, чтобы установить, подтверждается ли какое-либо из этих предположений на основе эмпирических исследований», — отмечает автор исследования Лена Уиммер из Университета имени Юлиуса Максимилиана в Вюрцбурге.

Исследователи провели два отдельных мета-анализа с определенными критериями и целями для изучения различных аспектов воздействия чтения художественной литературы на когнитивные навыки.

Первый мета-анализ сосредоточился на изучении когнитивных эффектов художественной литературы на основе результатов экспериментальных исследований. В этот анализ включены исследования с экспериментальным дизайном, где участникам случайным образом назначались группы для чтения художественной литературы или для выполнения сравнительных задач, таких как чтение научных текстов, просмотр художественных фильмов или отсутствие активности. Цель состояла в выявлении влияния чтения художественной литературы путем изоляции этого эффекта от других переменных.

В анализе участвовали 70 экспериментальных исследований, в которых участвовали 5 640 человек, читавших художественную литературу, и 5 532 человека, находившихся в различных контрольных группах, что в общей сложности составляет 11 172 человека.

Второй мета-анализ исследовал связь между чтением художественной литературы на протяжении всей жизни и когнитивными способностями. В этот анализ включались исследования, оценивающие, как регулярное чтение художественной литературы на протяжении всей жизни связано с различными когнитивными показателями.

Критерии включения в этот анализ были более широкими, не ограничиваясь конкретными экспериментальными условиями, но требующими измерения связи между привычкой чтения художественной литературы и когнитивными навыками. Второй мета-анализ включал 114 исследований с участием 30 503 человек.

Результаты первого мета-анализа показывают, что чтение художественной литературы имеет небольшое, но статистически значимое положительное воздействие на когнитивные навыки в целом. При более детальном анализе конкретных когнитивных способностей было выявлено, что наибольший эффект наблюдается в области эмпатии и теории мышления — способностях, связанных с пониманием и восприятием эмоций и перспектив других людей.

Интересно, что влияние чтения художественной литературы оказалось более существенным, чем бездействие или просмотр фильмов, а не чтение научной литературы. Таким образом, сам процесс чтения, особенно повествовательных текстов, активизирует когнитивные процессы более эффективно, чем просмотр контента или чтение в целом.

Результаты второго мета-анализа подтверждают стабильную положительную связь между объемом прочитанной художественной литературы за всю жизнь и развитием когнитивных навыков. Особенно высокая корреляция наблюдается в отношении вербальных и общих когнитивных способностей, включая рассуждение, абстрактное мышление и решение проблем. Как и в первом мета-анализе, заметна значительная связь с социальными навыками, такими как эмпатия и теория мышления, хотя эффект немного меньше, чем для вербальных и общих когнитивных способностей.

В этом анализе также обнаружено различие между воздействием чтения художественной и нехудожественной литературы, причем первое оказалось более сильным. Это подтверждает, что чтение художественных произведений может способствовать развитию когнитивных способностей сильнее, чем чтение других типов литературы.

«Этот исследовательский проект предполагает, что люди, которые много читают, обладают лучшими когнитивными навыками, чем те, кто читает мало или вообще не читает», — отмечает Уиммер. — «Эти преимущества не очень велики для различных когнитивных навыков, но имеют умеренное значение для вербальных и общих когнитивных способностей, например, для интеллекта. Важно отметить, что связь между чтением художественной литературы и когнитивными навыками сильнее, чем между чтением других типов литературы и этими навыками».

Однако различия между результатами экспериментальных и наблюдательных исследований подчеркивают сложность определения связи между когнитивным улучшением и актом чтения художественной литературы.

«Когда мы обобщили результаты экспериментов, где участники читали короткие художественные тексты, эффекты оказались статистически значимыми только для социального познания (то есть для эмпатии и мышления)», — поясняет Уиммер. — «Напротив, когда мы обобщили результаты исследований, где изучались связи между чтением художественной литературы на протяжении всей жизни и познанием, эффекты оказались значимыми для всех когнитивных навыков, кроме нравственности».

«Если мы предположим влияние художественной литературы в обоих мета-анализах, то это может свидетельствовать, что чтение коротких художественных произведений стимулирует социальные когнитивные навыки, а эти эффекты укрепляются со временем, не увеличиваясь в масштабе», — говорит автор исследования. — «Другие когнитивные результаты, связанные с регулярным чтением, могут не проявляться непосредственно, по крайней мере, не в измеримой степени, но все же могут накапливаться с течением времени».

Тем не менее Уиммер отмечает неоднозначность полученных результатов и возможность их различной интерпретации. «Если воздействие на вербальные и общие когнитивные способности проявляется только в наблюдательных исследованиях, которые не могут подтвердить причинно-следственные связи, но не становится очевидным в экспериментальных, это может означать, что чтение художественной литературы не дает устойчивых когнитивных эффектов».

Для будущих исследований может быть полезным использование лонгитюдного подхода. Это позволит отслеживать привычки чтения и когнитивные способности людей в течение длительного времени, что поможет уточнить направление причинно-следственных связей и лучше понять, как индивидуальные различия в познавательных способностях могут взаимодействовать с привычкой к чтению.

Исследователи из университетов в Кёльне и Вюрцбурге также выяснили, что люди могут улучшить свою способность различать знакомые и незнакомые слова.

Оцените статью
ODELAX.RU
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x

Проверить франшизу

Спасибо
Ваша заявка отправлена
Скоро мы свяжемся с Вами