28.09.2023

Власти приняли решение упорядочить запутанное и противоречивое законодательство в сфере информационных технологий, разработав Цифровой кодекс

Минцифра предлагает создать Цифровой Кодекс, который должен заменить действующий Закон «О связи» и другие нормативные акты, регулирующие сферу информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). По мнению ведомства, существующее законодательство устарело, запутано и противоречиво, не учитывает новых технологических достижений и содержит излишнюю детализацию при выдаче лицензий на услуги связи.

Цифровой Кодекс для России

В России необходимо разработать Цифровой Кодекс, который станет ключевым законодательным актом в сфере связи и будет основой для взаимодействия всех участников этой отрасли. Это предложение вытекает из проекта Стратегии развития сферы связи до 2035 года, разработанного Минцифрой.

Существующее регулирование в области ИКТ

На данный момент российское законодательство не содержит четкого определения сферы связи, как указывают авторы Стратегии. Определение сферы связи ограничивается лишь предоставлением услуг связи. Модель государственного регулирования в этой области фокусируется на регулировании отдельных сетей связи и их компонентов, которые развиваются и используются с использованием различных ресурсов, таких как радиочастотный спектр и номерной ресурс.

Создание Цифрового Кодекса (с участием нейросети Kandinsky)

Государственное регулирование сферы связи в России в большей степени ориентировано на предоставление разрешений. Лицензии на предоставление услуг связи обязательны и должны быть получены для каждого конкретного вида услуг связи. Эти лицензии не выдаются обобщенно на виды услуг связи (например, телефонную связь), а конкретизируют услуги связи в соответствии с определенной технологией или масштабом сетей связи (например, местная телефонная связь, междугородняя и международная телефонная связь, мобильная радиотелефонная связь и т. д.).

Рост популярности услуг широкополосного доступа в интернет, увеличение спроса на услуги передачи данных, развитие информационных сервисов на основе интернета привлекли внимание государства к этой сфере. Учитывая, что услуги и инфраструктура операторов связи являются ключевой технической базой для развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), государственное регулирование в этой области также охватывает вопросы обработки информации, функционирования интернета, обеспечения информационной безопасности и другие аспекты, связанные с деятельностью операторов связи.

Наибольшее влияние на сферу связи оказывают следующие нормативные акты: Закон «Об информации» (регулирует обязанности операторов по блокировке запрещенных ресурсов в интернете, а также деятельность организаторов распространения информации и вопросы биометрической идентификации физических лиц), Закон «О СМИ» (уточняет взаимоотношения операторов связи с вещателями при трансляции обязательных общедоступных телерадиоканалов), Закон «О персональных данных» (существенно влияет на деятельность операторов связи в обслуживании абонентов и физических лиц, включая возможность предоставления смежных услуг и обработки больших данных), Закон «О естественных монополиях» (регулирует деятельность поставщиков услуг и контроль над тарифами на рынке телекоммуникаций), Закон «О безопасности КИИ» (обязывает операторов связи категоризировать и защищать определенные объекты в их ИКТ-сетях и информировать органы власти о инцидентах, произошедших на таких объектах), Закон «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (включает операторов мобильной связи в список организаций, проводящих операции с денежными средствами и имуществом).

Проблемы регулирования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в России В контексте государственного регулирования сферы связи, авторы Стратегии выявляют несколько заслуживающих внимания проблем. Во-первых, методы государственного регулирования определяются на основе конкретных видов услуг связи, что может привести к недостаточной учету различий между ними. Во-вторых, существует нежелательное смешивание понятий товарного рынка и определенных видов связи. Третьей проблемой является недостаточное внимание к учету новых технологий и изменениям в отрасли при регулировании субъектов естественной монополии. Это не учитывает реальной взаимозаменяемости услуг связи и смежных сервисов.

Дополнительные проблемы включают в себя избыточное количество нормативных правовых актов, несоответствие некоторых из них уровню технологического развития сферы связи и юридической неопределенность. Также наблюдается несвоевременное принятие нормативных актов, которые существенно влияют на развитие отрасли и внедрение новых технологий, например, выделение оптимальных радиочастотных диапазонов для современных сетей связи. Еще одной проблемой является чрезмерная детализация услуг связи при их лицензировании, что не всегда соответствует потребительской ценности (например, важность передачи голосовой информации и сигналов телекоммуникационных каналов, а не классификация технологий передачи данных и размер сетей связи).

Авторы Стратегии также выражают беспокойство по поводу роста контрольных и надзорных функций отраслевых регуляторов. Например, сравнивая с 2012 годом, Роскомнадзор увеличил количество своих полномочий в три раза, в настоящее время имея 197 функций. Также вызывает тревогу тенденция передачи регулирующих полномочий организациям и их подрядчикам.

Кроме того, авторы Стратегии выражают опасения по поводу накладывания на операторов связи дополнительных обязанностей в сфере безопасности и решения социальных вопросов. Эти обязанности включают в себя регулирование смежных отраслей, выходящих за рамки деятельности операторов, такие как блокировка контента в интернете. Предложенные механизмы для выполнения этих обязанностей доказали свою неэффективность, селективность и негативные последствия для пользователей, как указано в Стратегии.

Что касается Цифрового кодекса и предыдущих попыток его создания, то в данный момент предлагается разработать такой кодекс с целью установления единых принципов регулирования в сфере связи и ИКТ. Этот кодекс должен создать общие понятия и унифицировать правовые институты, используемые в сфере, и устранить недостатки текущего регулирования, включая административные барьеры. Министерство цифрового развития (Минцифры) уже подготовило проект Концепции будущего Цифрового кодекса, который также включает в себя установление четких регуляторных требований к государственным информационным системам и единый подход к цифровой идентификации граждан, а также регулирование облачных технологий, больших данных, искусственного интеллекта, электронного документооборота и других аспектов сферы ИКТ.

Стратегия показывает, что идея создания единого документа для регулирования ИКТ не нова и ранее существовали попытки разработки Инфокоммуникационного кодекса. Однако эти попытки были приостановлены.

Оцените статью
ODELAX.RU
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x

Проверить франшизу

Спасибо
Ваша заявка отправлена
Скоро мы свяжемся с Вами