По словам губернатора Кемеровской области, Сергея Цивилева, планируется создать единую железнодорожную магистраль, объединяющую Северо-Сибирскую железную дорогу с Китаем. Тем не менее, окончательное решение о маршруте трассы пока не принято.
В рамках планов развития Сибирского федерального округа предусматривается строительство двух железных дорог, направленных в Китай. На первом этапе предполагается строительство двух участков: от Нижневартовска (Ханты-Мансийский автономный округ) до Белого Яра (Томская область) и ветки от Таштагола (Кемеровская область) до Урумчи (Китай).
Вторая железная дорога пройдет через Туву, включая участок пути Кызыл — Курагино. На юге этот маршрут пересечет границу с Монголией через пограничный пункт Цаган-Толгой—Арс-Сурь, после чего планируется построить два подразделения – на север и запад.
Северное подразделение будет проходить через монгольский город Эрденет, а затем будет соединено с Трансмонгольской железной дорогой. По этому маршруту через Улан-Батор и Замын-Уудэ будет проложен путь в китайский город Эрлянь, с прямым доступом в Пекин и Тяньцзинь. Западный маршрут пройдет от Арс-Сури через монгольский город Кобдо и китайский Такешкен до Урумчи в Синцзян-Уйгурском автономном районе Китая.
По словам губернатора Цивилева, преимуществом строительства железной дороги через Таштагол является ее прямой маршрут из России в Китай. Однако из-за наличия Алтайских гор и природного парка «Зона покоя Укок» прокладывать этот маршрут будет сложно.
В начале 2000-х годов планировали проложить экспортный газопровод в Китай через плато Укок на узком участке границы России и Китая, но эти планы не были реализованы из-за протестов экологов и местных жителей.
Заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий, Владимир Савчук, утверждает, что новый маршрут позволит сократить транспортные расходы и объем инвестиций по сравнению с третьим этапом развития Восточного полигона. В то же время он считает, что не следует зависеть от единственного рынка сбыта, правила которого могут меняться, и востребованность новых коридоров можно оценить только после согласования с Китаем технических, инвестиционных и ценовых параметров проектов.
В сентябре Москва и Пекин договорились о строительстве логистических хабов в российских приграничных городах, что позволит значительно увеличить объемы перевозок и создать новую инфраструктуру, жилье и рабочие места на Дальнем Востоке.