Европейский союз начал расследование в отношении Apple, Google и Meta (бывшей Facebook, запрещенной в РФ как экстремистская организация) по подозрению в нарушении нового европейского закона, направленного на стимулирование конкуренции в области цифровых услуг.
Европейская комиссия подозревает, что методы работы всех трех компаний не соответствуют требованиям Закона о цифровых рынках (Digital Markets Act — DMA), который вступил в силу в начале текущего месяца. По словам еврокомиссара Тьерри Бретона, если в ходе расследования будет установлено «несоответствие полным требованиям», то компаниям грозят «крупные штрафы».
DMA требует, чтобы доминирующие онлайн-платформы предоставляли пользователям больше возможностей выбора, а другим компаниям — больше шансов на конкуренцию. В настоящее время он распространяется на трех технологических гигантов, находящихся под расследованием, а также на Amazon, Microsoft и ByteDance, материнскую компанию китайского TikTok. К середине мая в этот список также могут быть включены X и Booking.com, по информации из ЕС.
Нарушение нового закона может повлечь за собой серьезные наказания, включая штрафы до 10% от глобального дохода компании и до 20% за повторные нарушения. Для большинства перечисленных компаний это означает потенциально многомиллиардные суммы.
Среди методов, которые рассматривает Еврокомиссия, есть так называемый подход Meta «плати или соглашайся». В октябре прошлого года компания предложила европейским пользователям Facebook и Instagram подписку за €12,99 в месяц, которая позволяет пользоваться платформой без рекламы.
«Комиссия обеспокоена тем, что выбор «плати или соглашайся», предлагаемый Meta, не предоставляет реальной альтернативы в случае, если пользователи откажутся соглашаться, тем самым не предотвращая сбор персональных данных», — говорится в заявлении органа.
Также ЕС обратил внимание на магазины приложений Apple и Google. Согласно DMA, крупные цифровые платформы, так называемые «воротнички», должны позволять разработчикам приложений бесплатно «направлять» пользователей к предложениям за пределами двух доминирующих магазинов.
Среди прочего, Европейская комиссия подозревает, что Apple и материнская компания Google Alphabet ограничивают способность разработчиков «свободно общаться с конечными пользователями, продвигать предложения и заключать контракты напрямую, включая взимание различных сборов». «Мы обеспокоены тем, что Alphabet, Apple и Meta не выполняют свои обязательства, например, Apple и Alphabet продолжают взимать регулярные сборы с разработчиков приложений», — написала еврокомиссар Маргрет Вестагер.
По мнению Еврокомиссии, «экран выбора» Safari от Apple также находится под пристальным вниманием. Согласно DMA, Apple должна предлагать пользователям «экраны выбора, которые эффективно и легко позволяют им выбрать альтернативный сервис по умолчанию, например, браузер или поисковую систему на их iPhone», отмечено в заявлении.
Еще одна проблема, вызывающая беспокойство Комиссии, связана с поисковой системой Google. Возможно, Alphabet не сделала достаточно для обеспечения того, чтобы сторонние сервисы в результатах поиска обрабатывались «справедливым и недискриминационным образом» по сравнению с собственными сервисами Alphabet, такими как Google Shopping и Google Flights.
Ранее стало известно, что Apple планирует заключить сделку с Google по использованию модели искусственного интеллекта Gemini для создания функций на iPhone. Это даст Google преимущество, поскольку она уже заключила сделку с Apple в качестве предпочтительного поставщика поисковых систем для браузера Safari на iPhone. Кроме того, компания также ведет переговоры с OpenAI о потенциальном использовании моделей GPT.