На ветру: динамика развития отечественного рынка электромобилей и перспективы, приносящие выгоду стартапам
Популярность электромобилей в России стремительно увеличивается с каждым годом. Этому всплеску интереса к «зеленому» транспорту способствуют не только преимущества электромобилей перед обычными автомобилями с двигателями внутреннего сгорания, но и поддержка со стороны государства. Ключевые моменты, определившие развитие отрасли электротранспорта в России, а также перспективы индустрии в ближайшие годы, предоставляются в материале Inc.
Бурное увеличение популярности электромобилей требует расширения инфраструктуры электрозаправочных станций (ЭЗС). Если в 2021 году в России было всего 208 таких пунктов, то на текущий момент их число превышает 4,4 тысячи. Тем не менее, это оказывается недостаточным для обеспечения удобства использования электрокаров – даже в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, водители высказывают недовольство из-за недостатка зарядных станций на городских маршрутах. Планируется открыть еще около 600 станций для зарядки электрокаров до конца текущего года, а к 2026 году число ЭЗС в стране планируется увеличить до 18 тысяч.
Государственная инициатива
Основополагающим моментом в увеличении популярности электромобилей стала «Концепция развития производства и использования электротранспорта в России до 2030 года», принятая правительством РФ в 2021 году. Согласно данному проекту, к 2025 году на российских дорогах появится 25 тыс. новых электрокаров, для которых будут установлены 9,4 тыс. электрозаправочных станций (ЭЗС). В рамках данной концепции планируется достичь 10% доли «зеленого» транспорта в общем автопарке России к 2030 году. На реализацию данного плана выделены средства в размере 591 млрд рублей.
Проект правительства включает три ключевых этапа: старт рынка, находящегося на ранней стадии развития; увеличение предложения электрокаров в автосалонах и поддержка производства «зеленого» транспорта.
Также власти приняли меры в поддержку владельцев экологически чистых автомобилей. Выбирая электрокар, водители могут рассчитывать на следующие преимущества:
- скидку 25% при приобретении отечественного электрокара в лизинге или в кредит;
- освобождение от транспортного налога (в настоящее время только в 35 регионах страны, включая Москву и Ленинградскую область). Владельцы электротранспорта в столице также имеют возможность бесплатной парковки на платных парковках;
- бесплатное движение по федеральным трассам М-1 «Беларусь», М-3 «Украина», М-4 «Дон», М-11 «Москва — Санкт-Петербург», М-12 «Москва — Нижний Новгород — Казань», а также по Центральной кольцевой автомобильной дороге (ЦКАД).
Массовое распространение электромобилей
Каждый месяц в 2023 году рынок электромобилей в России устанавливает новые рекорды. С января по май было продано 3352 электромобиля, что на 162% больше, чем в аналогичный период прошлого года. Успех также заметен среди подержанных автомобилей, где за первое полугодие 2023 года было продано 3980 электрокаров с пробегом, превышая данные 2022 года на 62%. В августе было продано рекордное количество электромобилей – 1474, что в 8,2 раза больше, чем в августе 2022 года.
На российском рынке лидируют китайский бренд Zeekr и немецкий Volkswagen. Tesla, Evolute и «Москвич Зе» также удерживают свои позиции в рейтинге популярных экологичных автомобилей. Только в октябре было продано 117 автомобилей «Москвич» и 113 новых моделей Evolute i-PRO. Средняя стоимость нового электромобиля в России к концу 2023 года выросла на 12% и составляет около 5,9 миллиона рублей.
История электротранспорта в России насчитывает свои первые шаги еще в конце XIX века. Инженер из Тбилиси Ипполит Романов представил в 1889 году проект электрического кэба «Кукушка», весившего 750 килограммов. Сегодня российский рынок электротранспорта не только растет, но и стремительно развивается, с заводами, такими как «Моторинвест» в Липецке, планирующими в 2024 году выпустить около 14 тысяч электромобилей, включая новый электрокроссовер i-SKY с запасом хода до 511 км и мощностью 204 л.с.
Предприятие в области электрозарядки
Спрос на рынке порождает предложение, и этот хорошо известный экономический закон сегодня наилучшим образом отражает решение вопроса о целесообразности инвестирования в строительство зарядных станций для электромобилей. Актуальность данной бизнес-идеи подтверждают инициативы государства, а также постоянно растущее число «зеленых» автомобилей на дорогах России.
Как уже упоминалось, владельцы электротранспорта часто сталкиваются с проблемами быстрой и эффективной зарядки своих автомобилей. Этот вопрос остается актуальным даже в крупных городах. Для решения этой проблемы правительство планирует предоставлять субсидии на открытие быстрых зарядных станций, действующих до 2025 года. Разрешенные средства в размере 1,37 миллиарда рублей позволят открыть более 500 точек быстрой зарядки для электромобилей, с особым вниманием к трассе М-4 «Дон», одной из самых загруженных автомагистралей в России.
Бизнес по предоставлению услуг зарядки для электромобилей не только актуален, но и становится жизненно важным. При грамотном подходе такой стартап может быстро принести прибыль. Если вы решите открыть зарядную станцию, важно учесть несколько факторов:
- Местоположение: Рекомендуется разместить зарядную станцию в населенном районе, чтобы она была легкодоступной и удобной для посещения. Подходящими местами могут быть арендованные участки рядом с отелями, стадионами, крупными супермаркетами и другими популярными местами.
- Мощность: Большое количество портов и высокая скорость зарядки предоставят конкурентное преимущество. Это не предоставляется всеми зарядными станциями.
- Выбор оборудования: Различные электрокары имеют разные требования к зарядке. Разнообразное оборудование для различных моделей увеличит привлекательность зарядной станции.
- Потребности клиентов: Учитывая растущую популярность электромобилей, важно удовлетворить потребности клиентов: предоставлять зарядку для популярных моделей, учитывать особенности и стандарты обслуживания. Также важно, чтобы зарядная станция была доступна круглосуточно. Не следует забывать о владельцах других видов электротранспорта, таких как самокаты, сигвеи, гироскутеры и другие, которые также могут стать вашими клиентами.
Существуют три основных типа зарядных станций для электромобилей, различающихся по мощности и времени зарядки. Зарядные станции первого уровня работают от стандартной розетки 120В и требуют примерно 36 часов для полной зарядки. Они чаще всего используются владельцами экотранспорта, которые редко используют свой автомобиль. Устройства второго уровня обладают большим потенциалом, позволяя заряжать электрокар до 100% за 6-12 часов. Эти устройства могут быть установлены в гаражах или на длительных парковках и могут быть полезными в общественных местах. Электрозаправочные станции третьего уровня используют устройства, работающие только от постоянного тока, и могут обеспечить полную зарядку автомобиля всего за час.
Какие события развернутся в будущем?
Благодаря интересу к электротранспорту, расширяется сеть зарядных станций, обеспечивая комфортное вождение для владельцев электрических автомобилей на российских дорогах. Технологический прогресс также играет важную роль, создавая более привлекательные условия для потенциальных клиентов, такие как быстрая и эффективная зарядка, разнообразные комплектующие и современное оборудование для новых моделей электрокаров. Автопроизводители также активно работают, стремясь предложить на рынке экологичные транспортные средства с увеличенным запасом хода, высокой производительностью, комфортом и доступной ценой.
Повышение доли электромобилей на дорогах России также зависит от образования населения. На сегодняшний день потенциальным покупателям не хватает информации о структуре электрокаров и их обслуживании, что влияет на их представление о «зеленом» транспорте. Важно отметить, что вероятность поломок у электромобилей существенно ниже по сравнению с традиционными автомобилями с ДВС.
Подчеркивание ключевых преимуществ электрокаров, таких как льготы при покупке, освобождение от транспортного налога, бесплатное движение по федеральным трассам и экономия на топливе, способствует ускоренному росту продаж и, следовательно, увеличению потребности в зарядных станциях на дорогах России в ближайшие годы.