Мы предвидели, что это найдет свой спрос: как успешно функционирует частный детский театр

как успешно функционирует частный детский театр Предпринимательство и стартапы
или

На протяжении многих лет театр был неотъемлемой частью нашей жизни. Более 15 лет я занималась искусством как художник-постановщик в детских спектаклях. Мой муж Юра за это время пережил десяток профессиональных трансформаций — от актера пантомимы до режиссера в «Геликон-опере».

В 2012 году мы приняли решение создать представления для самых маленьких в жанре беби-театра. Так появился «Первый театр», спектакли которого ориентированы на детей от 10 месяцев до четырех лет. За год театр успешно зарабатывает примерно 1,5 миллиона.

Как мы пришли к решению основать свой театр

Мы оба обладаем профессиональным образованием. Я завершила обучение в Ярославском театральном институте, а Юра – режиссер по пластике, специалист, ответственный за все аспекты движения, начиная от хореографии и заканчивая актерским мастерством. Обучение Юры проходило под руководством Ильи Григорьевича Рутберга, известного мастера пантомимы в России.

Мы поженились еще в период студенчества, но долгие годы наши профессиональные пути не пересекались. В то время как я изучала театральное искусство в институте, Юра почти десять лет выступал в театре пантомимы «Проспект» в Челябинске. В 1995 году мы решили переехать в Москву. Сразу после переезда я начала работать в театре кукол, а Юра занялся театральным искусством в Театре Терезы Дуровой, начав с актерской карьеры, а затем перейдя к режиссуре.

Мы с Юрой

Мы с Юрой

Как-то Юра с коллегой были приглашены выступить на званом вечере в «Геликон-опере». После выступления режиссер Дмитрий Бертман, пришедший за кулисы, сказал, что ищет клоунов для своего нового спектакля «Летучая мышь»: «Я искал повсюду, не мог никого найти, а тут вы сами явились ко мне. Вот вам контракт».

Так Юра приступил к работе в «Геликон-опере», где провел следующие десять лет. Он начал как актер, затем стал режиссером по пластике, и театр отправлялся в гастроли по всему миру. Параллельно Юра принимал участие в кино, играя эпизодические роли, такие как в «Елках-3» и фильме Михалкова «Солнечный удар».

В какой-то момент мы осознали, что не хотим больше зависеть от других и решили что-то придумать для себя. Нас пугали финансовые риски, но мы стремились к движению вперед и независимости. Мы решили создавать искусство по своим правилам. Просто сели и составили список всего, что нравится нам в театре. Мы выбрали спектакли, которые любили, и людей, на которых хотели бы походить. Так мы логичным образом пришли к идее открыть свой театр для детей.

Билеты выбирают взрослые, а не дети

Всегда нас манил визуальный театр, представляющий собой уникальное направление искусства. Обычно в спектакле ключевую роль играет драматургия, но в нашем случае основное внимание уделяется визуальному компоненту. Кроме того, мы стремились создать театр не для абстрактного зрителя фестиваля, ищущего авангард, а для определенной целевой аудитории.

Нас всегда привлекал театр для детей, в частности, беби-театр для детей до 3—4 лет. Европейский беби-театр, выделяющийся как отдельный жанр, уже существует более 20 лет. Многие уважаемые режиссеры, на определенном этапе своей карьеры, выбирают заниматься именно этим искусством, что является мощным течением.

Мы понимали, что детский театр будет востребован, потому что ничего подобного в нашей стране тогда не было

Мы осознавали, что детский театр будет востребован, так как в тот момент в нашей стране не существовало ничего подобного. Мы внимательно изучали онлайн-постановки, привозили на фестивали живые представления, и тема детского театра сразу привлекла нас. Во-первых, это был визуальный, современный и искренний театр. Во-вторых, это был синтетический театр, где можно было сочетать не только различные виды театра, но и разные виды искусства, такие как живопись, музыка и перформанс. На тот момент я занималась художественным оформлением в театре кукол.

Характер представления был следующим: малышей приносили, сажали в темный зал, они плакали, не понимали, что происходит. Однако нам казалось, что беби-театр создан прямо для нас. Мы хотели творить что-то специально для самого интересного возраста — детей до трех лет.

Мы понимали, что большинство подходов европейских театров не подходят для нас. Они создавали абстрактные представления, лишенные четкого сюжета. Например, популярным форматом был спектакль-среда, где актер просто передвигался по сцене, выполняя нечто непонятное, при этом младенцы ползали вокруг с родителями.

Это было слишком «артхаус» для нашей аудитории, учитывая, что билеты приобретали родители, а не дети. Для нас было важно, чтобы родителям было понятно, что происходит. Наша публика была воспитана на русских сказках, где ключевую роль играли сюжет и персонажи. Это не было вопросом невосприятия, а ожиданий. Люди, купившие билет, не должны были оставаться в недоумении после спектакля. Они хотели хотя бы частично получить то, на что рассчитывали.

Кроме того, в России детский театр часто посещают не только ради искусства, но и для развития своих детей. Это вполне правильно, так как театр является универсальным инструментом для эмоционального и интеллектуального развития, стимулируя различные органы чувств, такие как зрение, обоняние и осязание.

Сегодня наша аудитория изменилась, и появились спектакли, напоминающие европейские. Однако на это потребовалось десять лет. До появления «Первого театра» никто не знал, как подойти к младенцам, что с ними делать, что показывать.

У нас стоит цель, чтобы человек пришел на спектакль и не ушел озадаченный, а остался нашим фанатом

У нас стоит цель, чтобы человек пришел на спектакль и не ушел озадаченный, а остался нашим фанатом

Пересмотрел весь наш репертуар по нескольку раз, а потом еще и второго ребенка к нам привел

Пересмотрел весь наш репертуар по нескольку раз, а потом еще и второго ребенка к нам привел

Сразу было решено, что мы займемся созданием иммерсивного театра

В отличие от классического театра, где сюжет развивается через конфликты, такие как противостояние человека и общества, все наши постановки основаны на отсутствии конфликта в драматургии. Сюжет развивается за счет других элементов. Рассмотрим, к примеру, «Гамлета». У главного героя умер отец, и ему предстоит отомстить, но он не готов — вот и возникает конфликт. В наших спектаклях сценарий начинается иначе, например, с падения снега или начала дождя, что сразу же изменяет всё вокруг.

Нашему зрителю не нужен драматический конфликт; ему важны изменения состояния. Для маленького ребенка все, что происходит вокруг него, является событием: помыл руки — событие, проехал в метро — событие, попал в театр — событие. Поэтому в наших постановках отсутствует то, что характерно для любого драматического произведения любого автора. Мы строго следим за этим.

Придумать сюжет на основе конфликта гораздо проще. Проходит человек, проваливается в яму — и вот тебе начало истории. У нас же никто никуда не проваливается. Поэтому мы сравниваем наш беби-театр с рекой. Как взаимодействуешь с рекой? Можешь просто сидеть на берегу и смотреть. Зайти в воду, плыть вдоль течения или против него. Или даже повернуться спиной и просто слушать шум волн. Так примерно взаимодействует зритель с нашим театром.

Зрители на наших спектаклях полностью погружены в происходящее

Зрители на наших спектаклях полностью погружены в происходящее

Мы сразу приняли решение о том, что наш театр будет иммерсивным, без использования четвертой стены. Это означает, что границы между зрительным залом и сценой отсутствуют, и у нас есть общее сценическое пространство. За редкими исключениями оно всегда внутри спектакля, в среде, где начинают разворачиваться различные удивительные события.

Мы уделяем максимальное внимание созданию атмосферы. Например, у нас есть целая серия спектаклей, посвященных временам года. В постановке, посвященной весне, мы развешиваем настоящие сосульки в зале. Они капают в тазик, создавая звуковой эффект на протяжении всего спектакля. В спектакле «Осень» мы сыпем листьями зрителей.

Обложка статьи

Обязательно присутствует персонаж, символизирующий данный спектакль. Если это животное, то оно не общается на человеческом языке. Например, собака ведет себя как собака: лает, прыгает, пытается догнать кого-то.

Мы взаимодействуем с аудиторией через общие реквизиты. В течение представления обязательно предоставляем что-то на осязание, чтобы установить тактильный контакт. Это особенно важно, поскольку наша аудитория — очень маленькие дети. Мы стараемся построить все так, чтобы малыш понимал, что происходит.

Для взрослых в театре сопереживание происходит за счет анализа того, что они видят и слышат. Дети же мышцают образами. У них еще не сформировано вербальное мышление, поэтому важно не просто показывать что-то, а полностью погружать их в события.

Практически на каждом представлении мы дарим небольшие подарки. Покупаем километры разноцветного фетра и, используя лазерную резку, создаем простые модели улиток и мышек. Затем актеры раздают их детям. В спектакле «Первый снег», например, главный герой — белка, с которой происходят разные приключения. Подобную белку мы потом дарим каждому зрителю. Таким образом, у зрителя остается часть представления, которая продолжается уже дома.

Игрушка может быть недорогой, но она ценна, потому что в ней содержится история. Ребенок может воспроизводить с этим персонажем отрывки из постановки или придумывать свои сюжеты. Так создается взаимодействие и долговременный интерес.

Игрушечная улитка на палец на спектакле «Улитка в домике». Фотография: личный архив героев

Игрушечная улитка на палец на спектакле «Улитка в домике». Фотография: личный архив героев

Первый представленный спектакль состоялся в гардеробной. Нам повезло с самого начала, ведь создать свой проект — это только половина успеха. Не менее важно, чтобы на старте тебе кто-то протянул руку помощи. В 2012 году мы разработали дебютный сценарий, и нас немедленно пригласил Московский театр кукол. Для них мы реализовали проект под названием «Театр на ладошке», который успешно существует до сих пор и пользуется большой популярностью. Первый спектакль из этой серии был посвящен зиме.

Сразу возникла проблема — где проводить представление. В театре было два крупных зала, а нам нужно было камерное пространство. В фойе, за гардеробом, мы обнаружили четыре комнаты с одним входом. Создали спектакль, адаптированный под это пространство, где могли разместиться всего 10—12 детей вместе с родителями. Мы постоянно перемещались по этим комнатам, где разворачивалось различное действие.

На первый спектакль были приглашены критики и телевидение, и всем это очень понравилось. Нам сразу же заказали следующий «сезон». И так началось. Мы создали спектакль о весне, затем о лете. За год мы представили все времена года. На тот момент декорации делал сам театр, а мы занимались их концепцией. Нас привлекли как исполнителей. Нам платили гонорары, и до сих пор мы получаем авторские отчисления.

После завершения подготовки к спектаклям мы осознали, что можем продолжить работать самостоятельно. В тот же год мы основали «Первый театр». Название, естественно, связано с нашей деятельностью. Ведь это первый театр в жизни человека, и у нас на плечах лежит очень ответственная миссия.

Спектакль в Московском театре кукол. Фотография: личный архив героев

Спектакль в Московском театре кукол. Фотография: личный архив героев

Постановка «Театр на ладошке. Зима». Фотография: личный архив героев

Постановка «Театр на ладошке. Зима». Фотография: личный архив героев

Второй раз нам улыбнулась удача, когда нас пригласили представлять спектакли в Российскую государственную детскую библиотеку на «Октябрьской». Сначала мы просто установили шатер и в нем в течение года исполняли наши представления. Позднее мы перебрались в отдельную комнату, где трудились в течение десяти лет.

Благодаря библиотеке мы смогли вырасти в тех, кто мы есть сейчас. Без постоянного места для репетиций и представлений мы не смогли бы достичь таких высоких результатов. Частный театр в Москве всегда мобилен. Снять постоянное помещение стоит очень дорого, а представления проводятся на сторонних площадках. Это сложная задача. В государственных театрах люди имеют зарплаты, собственные помещения и возможность проводить репетиции. В частных театрах этого не существует.

Необходимо где-то хранить декорации и быть способным быстро поднимать любой спектакль, поскольку работаешь с актерами-фрилансерами. Они, как правило, одновременно трудятся в нескольких театрах, снимаются в кино и также преподают. Они приходят и ставят перед фактом: «В 16:15 я должен уйти». Поэтому для нас было огромным счастьем иметь свое место в библиотеке. Мы были в правильном месте с правильными людьми с самого начала — Московским театром кукол и Российской государственной детской библиотекой. Без них мы не смогли бы достичь всего, что мы сделали.

Сейчас мы по⁠-⁠прежнему делаем камерные спектакли, но бывают и постановки на 50⁠—⁠100 человек

В настоящее время мы по-прежнему занимаемся созданием камерных спектаклей, но также устраиваем представления для 50—100 человек. Мы стремимся поддерживать доступные цены на билеты, чтобы как можно больше зрителей могли насладиться нашими спектаклями. Однако мы не можем позволить себе продавать билеты по ценам, принятым на государственных площадках. В независимом театре все расходы ложатся на нас — от аренды и ремонта декораций до их транспортировки и зарплат. Все эти издержки полностью покрываются продажей билетов.

Средняя стоимость билета составляет примерно тысячу рублей. Билеты продаются отдельно для детей и сопровождающих родителей, так как мы выступаем в очень ограниченных пространствах. Мы учитываем каждого пришедшего человека. Наш доход составляет примерно 30—40%. При этом доход зависит также от формата представления. Самый камерный приносит около 9 тысяч рублей, а самый массовый — 40 тысяч чистого дохода, что является максимальной суммой, заработанной актерами в рамках одного спектакля.

В течение одного дня мы проводим 6—7 представлений по всей стране

Мы не занимаемся собой рекламой. О нас часто рассказывают на различных лекциях и форумах, посвященных современному или детскому театру. Также будущие партнеры узнают о нас через эти мероприятия.

Иногда мы сами продаем билеты через наш сайт, где подключен билетный сервис, например, когда мы устраиваем мероприятие в библиотеке. Таким образом, мы забираем прибыль от продажи билетов себе, а площадке оплачиваем аренду помещения. Обычно аренда предоставляется почасово, и один час стоит 2300—2500 рублей.

С одной стороны, чем больше у нас партнеров, тем лучше. Родители с маленькими детьми предпочитают выбираться поближе к дому. С другой стороны, физически нам приходится трудно. У нас камерные представления, на которые приходит всего 15—20 детей, плюс взрослые. Ради одного представления мы вынуждены ехать и целый час монтировать декорации. Затем мы играем 45-минутный спектакль, проводим демонтаж и возвращаемся обратно. Поэтому было бы замечательно найти партнера, который мог бы предоставить нам постоянное место, где мы могли бы работать стационарно.

Сегодня у нас миллион площадок, с которыми мы сотрудничаем, — от маленьких детских клубов до больших организаций вроде Московской филармонии

Сегодня у нас миллион площадок, с которыми мы сотрудничаем, — от маленьких детских клубов до больших организаций вроде Московской филармонии

Площадки собирают публику и продают билеты, мы приезжаем и играем спектакли

Площадки собирают публику и продают билеты, мы приезжаем и играем спектакли

У нас есть дубли спектаклей, которые исполняет наша подруга Эля Астафурова в Москве. Мы совместно принимаем решение, кто отправится куда. Исходя из того, что мы живем в Подмосковье, на юге, нам удобнее представлять свои представления в этой части города. Эля, в свою очередь, берет на себя северные районы. В итоге, столица полностью охвачена.

Мы также предоставляем лицензии на наши спектакли различным организациям «под ключ». В основном, это государственные театры, но также бывают и частные. Только за прошедшее лето мы организовали пять представлений: в Краснотурьинске, Омске, Нальчике, Курске и Тюмени. Мы создаем весь реквизит, всю аппаратуру и отправляем декорации. После этого Юра отправляется туда и ставит спектакль на месте. В один день представление может проходить в Москве, в 5—6 театрах в других городах России и даже в Улан-Баторе, на монгольском языке.

Иногда нас приглашают работать в других театрах в качестве режиссеров. Например, мы создавали уникальные спектакли для театра кукол «Экият» в Казани и театра «Бродячая собачка» в Санкт-Петербурге.

Создать беби-спектакль — непростая задача. Необходимо быть искренне преданным и верить в то, что ты делаешь. Не играть какие-то персонажи, не переусердствовать, говорить естественным голосом. Это далеко не у всех получается, поэтому приходится проводить мастер-класс на месте.

Два-три дня уходят на то, чтобы избавить актеров от собственных шаблонов и вернуть человечность.

У нас поступает много предложений из Европы, но мы пока не придумали, как перевозить декорации. Это стоит так же дорого, как и весь спектакль. Одна пересылка обходится в 150 тысяч. Мы так и не решили эту проблему, отклонив все предложения.

Начав с простых представлений про белочек, мы постепенно усложняли программу. Белочки не исчезли, они до сих пор прыгают. Это не плохо, просто мы двигаемся дальше.

Несколько лет назад мы создали «африканский» беби-мюзикл под названием «Песни для слонов». Обычно мы сами разрабатываем сценарии с нуля, но в этот раз мы взяли за основу произведения британского писателя Дональда Биссета. У него были очень забавные сказки, которые близки не только нам, но и нашим зрителям.

Беби-мюзикл «Песни для слонов» по сказкам Дональда Биссета. Фотография: Сергей Соловьев

Беби-мюзикл «Песни для слонов» по сказкам Дональда Биссета. Фотография: Сергей Соловьев

Мы получили грант на сумму 1,5 миллиона рублей

Большинство наших представлений осуществляются на основе семейных средств. То, что мы зарабатываем, напрямую вкладывается в театр. Тем не менее, самые впечатляющие и креативные постановки становятся возможными благодаря грантам, так как качественный проект невозможно реализовать за символическую плату. Например, наш спектакль о улитках под названием «Удивительный день» был создан с использованием гранта от Союза театральных деятелей.

Наш самый новый и масштабный проект, «Кандинский в песочнице», также был осуществлен при поддержке гранта от Общероссийской общественно-государственной организации «Российский фонд культуры» Министерства культуры, который предоставил нам 1,5 миллиона рублей.

Мы учитываем, что дети мыслят символами, и абстрактное искусство Кандинского идеально подходит для них. Решение взяться за более крупный формат представления стало возможным благодаря гранту. Это предоставило нам шанс подойти к творчеству более взросло и ответственно.

Благодаря этому гранту мы смогли заказать музыку для спектакля у известного композитора Ольги Шайдуллиной, которая написала для нас целый альбом. Ее музыка может слушаться отдельно, являясь самодостаточным произведением искусства.

Центральный персонаж спектакля — Вася Кандинский, маленький гений
Он путешествует в мире своих фантазий, представляет мир таким, каким хотел бы его видеть
Бытовые вещи превращаются во что⁠-⁠то фантастическое

Главный герой спектакля – маленький гений Вася Кандинский. Нас заинтересовала тема проявления гениальности в раннем возрасте, поскольку талантливых детей легко заметить, даже если они совсем маленьки. Их уникальность выделяется, и окружающие начинают относиться к ним особенным образом. Наша цель заключалась в том, чтобы исследовать тему таланта с использованием театрального искусства.

Для создания спектакля мы пригласили художницу Алену Леонтьеву, которая создала подлинные литографии. Мы собрали их в отдельную книгу, дополнив картинки текстами, которые дети могут читать перед представлением.

Работать над подобным проектом – настоящее удовольствие. Однако мы бы никогда не смогли реализовать «Кандинского» за свой счет – стоимость постановки составила почти полтора миллиона рублей. Поэтому возможность получать гранты – это большое преимущество, несмотря на сложность и продолжительность процесса.

Первым шагом является заполнение заявки, где тщательно описываются все аспекты проекта, начиная от творческой концепции и заканчивая предполагаемыми финансовыми расходами. Кроме того, необходимо иметь серьезных партнеров, выступающих в роли поручителей. Например, при подготовке премьеры «Кандинского» у нас было четыре партнерских площадки, каждая из которых поддержала нас в этапе подготовки, предоставив официальные письма о партнерской поддержке. Без таких поручительств грант не предоставят.

Спектакль «Кандинский в песочнице» мы показываем в Московской филармонии, в сопровождении живого оркестра

Спектакль «Кандинский в песочнице» мы показываем в Московской филармонии, в сопровождении живого оркестра

Кандинский был синтетистом, перемешивал звуки со светом — об этом есть книги

Кандинский проявил себя как синтетист, объединяя звуки с светом, о чем было записано в литературе. После отправки заявки, экспертный совет рассматривает ее в течение примерно месяца. В случае выигрыша, уведомление появляется на официальном сайте фонда. Подписав договор, средства поступают на наш счет, после чего начинается выполнение проекта.

Процесс разработки проекта занял полгода, с детальной документацией на каждом этапе, включая копии договоров, фотографии репетиций и создания декораций, а также анонсы в социальных сетях. Обязательно предоставляем подтверждения, если обещали показать спектакль для 500 человек, включая количество проданных билетов и отправленных приглашений.

Премьера также документируется от начала до конца, включая фотографии самого спектакля и зрительного зала для подтверждения посещаемости. После завершения проекта составляется подробный отчет, который отправляется в фонд. Этот процесс требует внимательности, но нам повезло иметь помощницу Татьяну, которая взяла на себя эту ответственную работу.

Выпуск спектакля «Кандинский в песочнице» в 2022 году включал следующие расходы:

  • Гонорары: 600 000 ₽
  • Изготовление декораций и сценических конструкций: 340 000 ₽
  • Создание реквизита, бутафории, постижерных изделий, театральных кукол, костюмов: 200 000 ₽
  • Налоги: 75 000 ₽
  • Администрирование соцсетей, создание контента: 50 000 ₽
  • Аренда звукозаписывающей студии: 30 000 ₽
  • Рекламно-информационное обеспечение: 30 000 ₽

Декорации создаются на участке перед домом

В частном театре сценарий разрабатывается после тщательного обсуждения технических деталей, включая хранение, внешний вид и транспортировку декораций и реквизита. Важно решить, кому это необходимо, только после чего приступаем к созданию сценария. Технологии играют ключевую роль, поскольку они ограничивают возможности в пределах реальности.

Мы посвящаем весь год жизни и творчеству в нашем доме в Подмосковье, где также создаются и хранятся декорации и реквизит. Большие объекты рисуются прямо на участке перед домом. У нас есть два помощника, которые, хоть и немногочисленны, но надежны. Работа сопровождается большим количеством ручной работы — от мелкой до крупной. Некоторые детали поручаем портнихе, а иногда помогает художница Маруся, которую периодически вызываем, несмотря на ее переезд в Калининград.

Я рисую декорации во дворе нашего дома. Фотография: личный архив героев

Я рисую декорации во дворе нашего дома. Фотография: личный архив героев

Маруся за работой в мастерской. Фотография: личный архив героев

Маруся за работой в мастерской. Фотография: личный архив героев

Наш сосед по улице, Сергей, оказался исключительно искусным ремесленником. Он предоставил ценную помощь в создании прочных, деревянных декораций. В нашем театре «Кандинский» у нас есть обширный светящийся подиум, который можно разбирать. Благодаря Сергею, теперь он легко складывается в плоскую конструкцию. В общем, мы придерживаемся передовых технологий, используя разнообразные каркасные элементы. Наша цель — создать возможность быстро организовать представление и легко его разобрать. Все элементы взаимосвязаны и могут быть с легкостью подняты одним человеком.

Суть заключается в том, что мы выполняем все работы самостоятельно, потому что не хотим делегировать. Это наши творения, и нам важно понимать, как они устроены. Мы разрабатываем собственные технологии, при необходимости изменяем материал. Если бы мы поручили проект какой-то организации, у нас бы уже не было возможности внести изменения. А у нас есть свобода принимать решения на ходу.

За прошедшие годы мы освоили работу с множеством материалов и постоянно находимся в поиске новых технологических решений. Нам важна универсальность и легкость в обращении. Мы отказываемся от популярных театральных технологий, таких как, например, папье-маше. Долгое время в театре все создавалось из этого материала, но он оказался слишком хрупким и неудобным для наших задач. Легко ломается, подвержен воздействию воды. Также мы не используем поролон из-за его токсичности и способности к рассыпанию через несколько лет.

Из⁠-⁠за того, что мы все делаем сами, нам важна долговечность и возможность провести ремонт своими руками

Из⁠-⁠за того, что мы все делаем сами, нам важна долговечность и возможность провести ремонт своими руками

Зритель находится у нас прямо перед носом, так что декорации должны быть эстетичными, крепкими и антивандальными

Зритель находится у нас прямо перед носом, так что декорации должны быть эстетичными, крепкими и антивандальными

Уличные представления — это истинная свобода

Однажды мы оказались в Польше, где проходил один из крупнейших фестивалей уличного театра. Впоследствии Сергей Полунин внес подобную идею в российское искусство через его проект «Караван мира», в котором мы приняли участие. Погружение в атмосферу уличного театра просто поражает воображение. Этот вирус уличного искусства заражает нас навсегда, и в течение многих лет он оставался внутри Юры, не давая ему покоя.

В уличном театре зритель не приобретает билет, он свободен от всяких ограничений, просто занимается своими делами. Задача художественного руководителя заключается в том, чтобы заставить его остановиться, забыть обо всем и погрузиться в представление с начала до конца.

Обложка статьи

Мы всегда мечтали о проведении уличных представлений, ведь это означает свободу и простор. В наших привычных рамках нам стало тесно, и уже второй год мы посвящаем себя уличному театру. Мы убеждены, что наши усилия достаточно успешны.

Уличные фестивали сегодня проходят по всей стране, и каждый город стремится пригласить уличных актеров для создания позитивной атмосферы. При этом города готовы выплачивать значительные гонорары, которые могут достигать до ста тысяч рублей за представление.

Сегодня мы создаем спектакли не только для детей. У нас бывают уличные представления, такие как ночные или более серьезные, предназначенные исключительно для взрослой аудитории.

В уличном театре аудитория не выбирает спектакль: кто пришел, тот и смотрит. Нас пригласили на фестиваль уличных театров в Архангельске, где мы представили свой уникальный перформанс в рамках профессиональной программы. В прошлом году мы выступали в качестве экспертов на фестивале уличных искусств «Таврида», который является арт-кластером для творческих молодых людей.

Мы провели пятидневную лабораторию, в результате которой появился уличный спектакль-променад. Мы придумали историю о людях-рыбах, персонажах с рыбьими головами, и создали перформанс с участием участников нашей лаборатории. После этого они разъехались по всей стране, распространяя «вирус» людей-рыб. В итоге эти уникальные персонажи появились в разных городах, от Норильска до Севастополя.

Одним из наших уличных спектаклей стал «Шоколад», у которого есть интересная история создания. Пять лет назад одна мама с младенцем предложила создать спектакль о шоколаде после того, как большую партию ее товара забраковали из-за упаковки. Мы вчетвером с друзьями создали перформанс под названием «Шоколад». Без особого сюжета, я рисовала шоколадом на окнах, Юра двигался с большими фактурами, а живая музыка звучала в фоне. В конце дети сами начинали рисовать по стеклам руками. Всем это было интересно, но нам не хватало сюжета.

В этом году «Вкусвилл» предложил нам участвовать в их фестивале. Мы быстро собрались и полностью переделали «Шоколад», добавив сюжет и актеров. Теперь у спектакля есть персонаж, которому не хватает шоколада, и он идет, собирая частицы для его приготовления. Это очень эмоциональное и красивое представление с живой перкуссией, где Юра играет на бочках. Во время фестиваля мы получили больше внимания и интереса.

Перформанс «Люди⁠-⁠рыбы». Фотография: личный архив героев

Перформанс «Люди⁠-⁠рыбы». Фотография: личный архив героев

А это момент из уличного спектакля «Шоколад». Фотография: личный архив героев

А это момент из уличного спектакля «Шоколад». Фотография: личный архив героев

Кстати, этот спектакль в общем обошелся почти даром. Купили только какие-то штаны. Но это не означает, что он уступает тому, в который вложено полтора миллиона. Его привлекательность состоит в харизме, работе актеров, эмоциях, музыке и аромате шоколада. Он просто поражает. И совершенно не важно, что он сделан из самых простых материалов.

Два года назад мы получили грант на 800 тысяч для еще одного спектакля под названием «Тридесятое царство». Нас поддержал Российский фонд культуры. Этот спектакль уличный, но также может быть представлен на сцене. Нас давно интересовали темы фольклора, волшебных русских сказок и первобытного театра.

Из различных популярных сюжетов для этого спектакля был создан своеобразный синтез. Герой влюбляется в царевну, которую похищает трехголовая змея. Герой отправляется в путь, знакомится с Бабой-Ягой, а затем его поглощает рыба-кит. В финале происходит свадьба. Таким образом, представлен путь героя, который проходит через становление. Тема русской волшебной сказки, в общем, является темой инициации, взросления и жизненного пути.

Этот спектакль мы поставили в рамках фестиваля «Трубадур», который проводится в фольклорном центре «Москва». Мы были удостоены специального приза за креативный подход к народному творчеству, на что мы очень гордимся.

Актеров мы находим на месте

Мы работаем как индивидуальные предприниматели, этого достаточно. Нет никаких ограничений, поскольку мы всегда выступаем на чужой площадке, где нас просто приглашают. Наша деятельность не образовательная и не педагогическая, а культурно-развлекательная.

На данный момент у нас в репертуаре 14 спектаклей. Играют четыре состава по два человека, всего восемь актеров. В небольших спектаклях всегда участвуют два актера, мальчик и девочка.

Актеры сами занимаются всем – монтажом, звуком, светом. Потом они демонтируют и убирают площадку. Таким образом, мы предоставляем им возможность заработать немного больше. Если бы для каждого спектакля мы привозили звукооператора и монтажника, мы бы давно обанкротились. В среднем за представление актер может заработать от 2500 до 6000 рублей в зависимости от постановки и обязанностей.

На сегодняшний день у нас недостаток актеров, и найти подходящих очень сложно. Необходимо быть искренними и внимательными, уметь работать с детьми. И, прежде всего, иметь своеобразное обаяние и харизму. Это стоит дорого.

Нам сложно найти актеров, аниматоры не подходят

Нам сложно найти актеров, аниматоры не подходят

Где-то требуется владение искусством вокала или хорошая физическая форма. Например, в спектакле «Тридесятое царство» выступает наша младшая дочь, Зоя. У нее есть хореографическое образование, она также работает тренером по фитнесу. В этом спектакле ее может заменить только актер с цирковой подготовкой, поскольку Зоя танцует, активно двигается и выполняет различные сложные элементы.

Для уличного проекта «Люди-рыбы» требуется как минимум 10 участников. У нас их нет, но мы придумали план. Мы приезжаем в другой город вдвоем и берем с собой еще двух актеров. По прибытии мы приглашаем студентов творческих вузов или театральных школ присоединиться к нам. Юра работает с ними один день, обучает, и на следующий день мы уже выходим на улицу, чтобы представить спектакль.

В Ульяновске мы встретили интересных ребят из любительского театра, где актеры имеют особенности развития. Этот опыт был уникальным, поскольку спектакль был исполнен в масках. Люди не всегда адекватно реагируют на тех, у кого есть особенности, но реакция на человека в маске совсем другая. Ребята свободно передвигались по городу, легко знакомились с прохожими.

Мы «выращиваем» наших актеров в разных городах, у нас уже есть собственная труппа в Ульяновске. А также в Калининграде, Туле, Астрахани и Архангельске. Мы надеемся, что это будет продолжаться и в будущем.

Отчет о доходах и расходах на октябрь 2023 года:

  • Общие расходы: 158 000 ₽
  • Прибыль: 142 000 ₽
  • Зарплатный фонд: 60 000 ₽
  • Аренда: 45 000 ₽
  • Налоги: 18 000 ₽
  • Оплата билетного сервиса: 15 000 ₽
  • Покупка реквизита, ремонт: 10 000 ₽
  • Реклама и маркетинг: 10 000 ₽
Оцените статью
ODELAX.RU
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x

Проверить франшизу

Спасибо
Ваша заявка отправлена
Скоро мы свяжемся с Вами