Как предприниматели осуществляют восстановление памятников архитектуры

восстановление памятников архитектуры Предпринимательство и стартапы
или

Государство активно стремится привлечь бизнес к восстановлению памятников архитектуры. Программа «Дом за рубль» действует в нескольких городах, предоставляя возможность финансировать реставрацию старых домов с последующей 49-летней арендой за символическую плату в 1 ₽. С 2023 года вступил в силу федеральный закон, предоставляющий арендаторам памятников архитектуры преимущественное право на их приобретение.

Родом из Архангельска, я встретила своего будущего мужа Германа в 80-х годах, когда он открывал первые кооперативы в городе. В 1991 году он перевез меня в свой родной город – Вологду. Страна переживала перестройку, и мне нужно было найти работу. Я, будучи парикмахером до переезда, не смогла найти подходящих вакансий в Вологде. Поэтому я обратилась в бюро трудоустройства, где предложили мне стать продавцом в цветочной компании. Так я работала несколько лет, пока мой муж занимался изготовлением мебели. В 2000 году, столкнувшись с трудностями, мы решили открыть цветочный отдел на железнодорожном вокзале.

Мы установили себе цель – чтобы деньги поступали 24/7. Таким образом, наша торговая точка стала первым круглосуточным цветочным магазином в Вологде. Все шло успешно, и мы продолжили покупать павильоны и помещения в жилых домах для открытия новых магазинов. Мы предпочитали не арендовать, чтобы развивать свой бизнес, а не чужой.

В 2013 году мы планировали открыть торговую точку в центре города. На сайте городской администрации мы узнали о продаже на аукционе Дома купца Черноглазова, также известного как Дом с лилиями. Здание, расположенное в десяти минутах ходьбы от Кремля, находилось в плохом состоянии – полуразрушенное и обжитое бездомными. Мы решили взяться за его восстановление и выкупили его за 5 000 000 ₽.

Однако наше решение помешало чьим-то планам, так как это место идеально подходило для строительства торгового центра. Вскоре здание было признано объектом культурного наследия, и нам пришлось провести не просто ремонт, а полноценную реставрацию, восстанавливая его в близком к оригиналу виду. Некоторые, видимо, надеялись, что мы откажемся от этой идеи. Даже машину моего мужа сожгли, и хотя мы обратились в полицию, результат оказался невыгодным. Мы не сдались, и нас оставили в покое.

Мы стали первыми предпринимателями в Вологде, решившими реставрировать старинное здание. Нам пришлось разбираться во всем сами, и это потребовало много усилий и нервов. К нам приходили журналисты, защитники городской среды и представители общественных организаций – для них было нечто новым то, что мы решили восстановить деревянный дом, и они переживали, что мы могли бы его испортить.

Так выглядел Дом с лилиями, когда мы его купили

Так выглядел Дом с лилиями, когда мы его купили

Так выглядел дом уже после реставрации. В 2017 году мы получили диплом Всероссийской премии в области деревянного домостроения АРХИWOOD в номинации «Реставрация»

Вот как выглядел наш дом после завершения реставрации. В 2017 году мы были удостоены диплома Всероссийской премии в области деревянного домостроения «АРХИWOOD» в номинации «Реставрация».

Давайте расскажу о процессе реставрации. Сначала мы провели осмотр дома, чтобы оценить его состояние сохранности. Мы провели шунтирование, открывая участки обшивки, чтобы проверить состояние бревен и исключить их гниение. Затем мы разработали проект реставрации и согласовали его с администрацией. Это, вероятно, было самым сложным этапом, поскольку требовалось сохранить исторический облик здания, а также адаптировать его под коммерческую деятельность. После утверждения проекта мы приступили к выполнению работ.

Было несколько замен бригад реставраторов, так как найти надежных специалистов с соответствующей лицензией, увлеченных своей работой, а не просто заинтересованных в заработке, оказалось трудной задачей. Наконец, мы обратились в музей деревянного зодчества в Семенково и познакомились с командой, с которой сотрудничаем до сих пор. Этот опыт вдохновил их создать свою собственную бригаду под названием «Вологодские реставраторы».

В здании «Дома с лилиями» ранее располагалась городская аптека, которая закрылась десять лет до того, как мы стали его владельцами. Здание было отключено от коммуникаций, поэтому нам пришлось заново подключать водоснабжение, канализацию и электроэнергию. Старая крыша была полностью заменена, и мы установили новые опоры, что освободило пространство в мансарде. Внутри дома мы провели реставрацию потолков и полов, восстановили лестницы и две печи, а также очистили двери от краски и стены от обоев.

Во время подготовки к реставрации нашли знаменитые двери с изображением лилий, в честь которых здание получило свое название, — орнамент был заколочен

Во время подготовки к реставрации нашли знаменитые двери с изображением лилий, в честь которых здание получило свое название, — орнамент был заколочен

В реконструкции объектов помогали сохранившиеся фотографии и документы. Так, на старых снимках печь украшал медальон, который был украден. Мы его восстановили

В процессе восстановления объектов использовались сохранившиеся фотографии и документы. Например, на старых фотографиях было видно, что медальон, украшавший печь, был украден. Мы успешно восстановили этот медальон.

Окна пришлось заменить дважды. Даже до того, как здание было признано памятником архитектуры, мы установили пластиковые стеклопакеты. Позднее, после признания здания, пришлось заменить их на деревянные. В процессе открытия стены, ведущей на веранду, выяснилось, что ранее её там не существовало. Также мы обнаружили старинную раму с другим типом остекления внутри и заказали окна, соответствующие этому образцу.

В 2016 году мы открыли магазин на первом этаже Дома с лилиями. На втором этаже создали фотозону и музей купца Черноглазова. Экспозиция рассказывает о бывших хозяевах дома, процессе реставрации и находках, таких как старинные аптекарские бутылочки. На третьем этаже мы проводим различные мероприятия, включая тренинги и корпоративы.

Фотозона на веранде второго этажа Дома с лилиями

Фотозона на веранде второго этажа Дома с лилиями

Мы регулярно обновляем дизайн локации, чтобы к нам приходили на съемки

Мы регулярно обновляем дизайн локации, чтобы к нам приходили на съемки

По завершении реставрации мой муж осознал, что он с удовольствием погружается в процесс и не желает прощаться с командой мастеров. В 2016 году он приобрел еще один архитектурный памятник, расположенный в двух кварталах от первого — дом купца Извощикова.

Для Германа Вологда — его родной город, и его вдохновляет желание сохранить его наследие и оставить после себя след. С моей стороны я смотрю на все это более прагматично, рассматривая возможности для бизнеса. В начале весь процесс реставрации для меня был шокирующим, так как требовал значительных финансовых вложений. Поэтому муж купил дом Извощикова без предварительного предупреждения, опасаясь моей реакции. Он рассказал мне об этом, лишь когда журналисты пришли провести с нами интервью. Вспоминаю, как на том видео я стою с выражением недовольства на лице, размышляя о новых затратах.

Дом Извощикова был приобретен от частного лица, которое выкупило его до нас. Перед сделкой реставраторы осмотрели здание и заверили, что визуально оно находится в порядке. Однако после покупки, при вскрытии обшивки, выяснилось, что дом полностью был в состоянии разрушения. Из-за особенной конструкции крыши вода стекала под обшивку дома, приводя к гниению бревен. Вероятно, предыдущий владелец испугался сложностей и решил избавиться от него.

Было необходимо пересобрать сруб, но наш двор был слишком мал для этого. Реставраторы разобрали его, доставили в музей Семенково, заменили поврежденные бревна, проверили конструкцию, а затем вновь собрали его и привезли к нам.

Также были приятные сюрпризы. Дом состоял из двух частей — деревянной и каменной, признанной не памятником. Мы решили провести реставрацию обеих частей, и при вскрытии фанерой зашитого потолка в каменной части обнаружили своды Монье.

.

Мы закончили реставрацию дома Извощикова в 2019 году. Так здание выглядит сейчас

Мы закончили реставрацию дома Извощикова в 2019 году. Так здание выглядит сейчас

В 2019 году мы приобрели дом Дружинина и завершили процесс его реставрации через год. На первом этаже мы открыли цветочный магазин, а на втором мои дочь Анна и ее муж Илья организовали уютную кофейню. Проект оказался успешным, и мы получаем положительные отзывы от посетителей, которые высоко ценят вкус кофе, качество еды, интерьер и обслуживание.

Исследуя первый этаж дома Дружинина, мы обнаружили фундамент типичной вологодской печи. Реставраторы настаивали на её восстановлении, хотя я изначально была против этой идеи — ведь она стояла прямо посреди комнаты, создавая перегораживающий проход барьер. В итоге я согласилась, и результат оказался уютным. На втором этаже этот элемент переходит в камин.

По старым фотографиям дома Дружинина мы обнаружили, что у него было крыльцо с балконом. Мы его восстановили, и теперь это любимое место вологжан и туристов летом
Торжественное открытие дома Дружинина
На доме висит памятная доска. Меня радует последняя строчка о том, что здание отреставрировано моей семьей

Просматривая старые фотографии дома Дружинина, мы обнаружили, что у него изначально было крыльцо с балконом. Мы провели восстановительные работы, и теперь это место стало любимым как для вологжан, так и для туристов, особенно летом.

В том же 2019 году мы взяли в аренду на 49 лет дом Засецких — самое древнее деревянное здание во Влогде. Ежегодно мы вносим более 200 000 ₽ в государственный бюджет за аренду этого объекта. Мы также прилагаем усилия для его выкупа, но пока не получили согласия.

До 2009 года в этом доме располагалась бухгалтерия детских садов, после чего он простаивал и разрушался десять лет. В декабре 2022 года мы завершили реставрацию его фасада, чтобы туристы могли насладиться его историческим обликом во время новогодних праздников. На февраль 2024 года запланированы работы внутри здания.

В прошлом у дома был флигель, и мы решили восстановить его. В 2022 году было проведено археологическое обследование, в ходе которого обнаружен некрополь 14—15 веков, что стало неожиданным открытием. Летом мы несколько раз устраивали выставку найденных артефактов, а затем провели исследования костей, которые будут отправлены в музей.

Изначально планировалось открыть в доме Засецких еще один цветочный магазин. Недавно мы приняли решение превратить его в кофейню с несколькими роскошными гостевыми номерами, обставленными антикварной мебелью.

Возраст сруба дома Засецких — более 250 лет. Так он выглядел до реставрации
А так — во время реставрации в 2021 году
Я тоже приняла участие в раскопках

Возраст сруба дома Засецких — более 250 лет. Так он выглядел до реставрации

В 2021 году мы приобрели дом Пановых, и уже через два года на первом этаже запустили цветочный магазин. Работы на втором этаже также активно ведутся. В трех помещениях сохранилась живопись, отреставрированная в 2000-х годах. Нас предупредили, что нет смысла искать другие изображения, однако мы решили вскрыть гипсокартонные стены. Сняв 19 слоев старых обоев — раньше в доме располагались коммунальные квартиры, и каждый жилец делал ремонт по своему вкусу, — мы обнаружили дополнительные живописные элементы.

К сожалению, изображения находятся в плачевном состоянии: требуется очистка, особенно учитывая прошлый пожар в доме. Над восстановлением работает несколько реставраторов, которые регулярно приезжают из Петербурга на период от 3 до 4 дней каждый месяц. Наша цель — превратить это здание в первую чайную Вологды.

Дом Панова признан объектом культурного наследия федерального значения

Дом Панова признан объектом культурного наследия федерального значения

Это единственное здание в Вологде, где на стенах и потолках сохранилась живопись 19 века

Это единственное здание в Вологде, где на стенах и потолках сохранилась живопись XIX века. Мы придаем атмосферу старины всем цветочным магазинам, расположенным в исторических зданиях. Эта идея принадлежит мне, и благодаря ей наши торговые залы приобрели вид музейных галерей. Благодаря использованию антикварной мебели, буфетов и тумб вместо стандартных стеллажей, я также существенно снижаю расходы на торговое оборудование.

Старинную мебель и другие предметы я приобретаю лично или иногда получаю в дар от горожан. Если необходимо, наши реставраторы восстанавливают предметы, но я предпочитаю, когда вещи отражают следы времени, которые придают им особый характер.

Каждый дом сам подсказывает, какая мебель ему подходит. Дом с лилиями был нежилым, поэтому оформили его в купеческом стиле
В доме Извощикова до 70⁠-⁠х годов были коммунальные квартиры. До сих пор жив один из его обитателей, который делится с нами рассказами. Поэтому экспозицию оформили как жилую комнату
Шторы в доме Извощикова выполнены в технике макраме
Посуду и букеты можно купить, а мебель не продается
Кофейня моей дочери называется в честь установленного там старинного предмета мебели — «Бюро»

У каждого дома есть свой собственный характер, который намекает на подходящую для него мебель. Наш Дом с лилиями, будучи долгое время необитаемым, был стилизован в купеческом стиле.

Я рассматриваю покупку антиквариата как форму инвестиций: со временем его ценность растет. Это также является особенностью нашей сети, придающей ей узнаваемый облик. Даже в торговых точках, размещенных в обычных помещениях, мы стараемся установить какой-то элемент старины, будь то антикварные часы или зеркало. Когда посетители входят, они сразу понимают: это магазин Lara.

Мы занимаемся цветами с 1990-х годов, но в то время о нас никто не слышал. Теперь жители Вологды хорошо знают наш бренд и осознают, что, покупая у нас, они вносят свой вклад в реставрацию. Некоторые выбирают нашу сеть именно из-за цветов, так как хотят поддержать сохранение истории нашего города.

Наши реконструированные здания стали популярными среди туристов, многие из которых либо попадают туда по рекомендации гидов, либо предпочитают самостоятельное посещение. В книгах отзывов гости высказывают свой восторг и отмечают, что отдыхают душой.

В 2023 году мы были удостоены гранта от Президентского фонда культурных инициатив, который составил около 400 000 ₽. Эти средства были направлены на создание аудиогидов, запись экскурсий и приобретение необходимого оборудования. Мы разработали аудиоэкскурсию, рассказывающую о истории и реставрации трех зданий. В основном рассказ ведет профессиональный экскурсовод, но также присутствуют наши голоса: муж рассказывает о Доме с лилиями, я — о доме Извощикова, а дочь представляет историю дома Дружинина.

В феврале 2024 года нам также удалось выиграть государственный грант Вологодской области в сфере культуры на сумму 750 000 ₽ для восстановления изразцовой печи в доме Засецких.

В доме Засецкого пять печей, они не работали несколько десятилетий. Одну из них восстановим с помощью гранта

В доме Засецкого расположено пять печей, которые не использовались в течение нескольких десятилетий. Одну из них мы планируем восстановить с помощью предоставленного гранта.

В 2019 году Дом с лилиями посетили потомки его последнего владельца, Вацлава Паздзерского, который после революции уехал в Польшу. Александр и его 84-летняя мама Кира Борисовна, жители Санкт-Петербурга, прибыли в Вологду на своем автомобиле с целью увидеть места, связанные с их предками. Они полностью не ожидали обнаружить дом в таком красивом и отреставрированном состоянии. Знакомство с нашими представителями также принесло им удивление, когда они узнали, что мы являемся однофамильцами.

Александр передал нам множество старых вещей, которые мы выставили в музее. Дважды я поехала за ними в Петербург на своей машине. Среди переданных вещей — два старых кресла, большой стол, салфетки, сумочки и шляпки. Также Александр передал нам множество книг XIX века по фармакогнозии и аптекарским принадлежностям, поскольку практически все члены его рода были аптекарями. Удивительное совпадение: до открытия нашего магазина в доме ранее функционировала городская аптека.

Первую запись в книге отзывов Дома с лилиями оставил мэр Вологды Сергей Воропанов
Потомки Вацлава Паздзерского передали нам в музей фотографии его семьи и его самого
А это правнучка Прасковьи Извощиковой, бывшей владелицы дома Извощикова. 82⁠-⁠летняя Ирина Андреевна подарила дому портрет своей бабушки в молодости

Первую запись в книге отзывов Дома с лилиями оставил мэр Вологды Сергей Воропанов

Восстановление старинного дома обходится в разы дороже, чем строительство нового. Поэтому неудивительно, что многие предприниматели стеснялись браться за подобные проекты, предпочитая сжигать деревянные строения, чтобы освободить место.

Нам часто обращались за советом те, кто также решался на реставрацию зданий. Мой муж всегда готов был объяснить и показать всю сложность процесса, и многие люди соглашались на такой трудоемкий путь.

Например, московский предприниматель Семен Яковлев, посетив Вологду и осмотрев наши магазины, пообщался с Германом и приобрел два исторических дома. Реставрация одного из них подходит к концу, и вскоре там откроется отель.

Бизнесмен и совладелец великоустюгского пивоваренного завода «Бавария» Виктор Чучин также принял решение восстановить здание 1840-х годов рядом с домом Извощикова, превратив его в бар-музей «Заречный квартал». Волна реставрации охватила город, и Вологда преобразилась.

На январь 2024 года в нашей сети уже 15 магазинов, из которых четыре расположены в старинных зданиях. Мы продолжаем восстанавливать Дом Засецких. Однако я, вероятно, не готова браться за реставрацию шестого здания, предпочитая развивать уже существующее. Деревянные дома требуют постоянного ухода: мы регулярно красим фасады, проводим ремонты полов, устанавливаем вторые рамы на зиму, а летом – вынимаем их, чтобы дом мог «дышать».

Мы рады, что наша дочь приняла решение остаться с нами в Вологде, вовлеклась в реставрацию и активно участвует в наших бизнес-проектах.

Мне бы хотелось, чтобы костромичи видели, что город преображается

Родившись в Костроме, я испытываю глубокую любовь к своей малой родине. Желание, чтобы горожане видели, как город преобразится, и принимали решение остаться здесь, особенно важно для меня. У меня четверо детей, и я осознаю, что кто-то из них может выбрать Кострому в качестве своего дома. Именно это мотивирует меня заниматься реставрацией.

Обладая обширным опытом предпринимательства, я в 2015 году решил заняться тем, что приносит удовольствие — общением с людьми. Мой выбор пал на гостиничный бизнес, который, кроме удовлетворения, также приносит прибыль.

В центре Костромы я обнаружил свалку, которая была на виду у всех жителей. Разыскивая владельца, я долго вел переговоры, но в итоге приобрел этот участок земли и возведенный на нем трехэтажный отель «Островский». Этот проект обошелся мне приблизительно в 500 000 000 ₽.

Внешний вид здания был согласован с Управлением культуры Костромской области, и отель выглядит так, будто он является частью исторического облика центра, принадлежащего середине 19 века. Для меня важно, чтобы новые строения гармонично вписывались в исторический контекст. Например, строить шестиэтажное здание, хотя это может быть выгодно с экономической точки зрения, не следует.

При отеле я открыл свой первый ресторан «Гроза» по совету ресторатора и кулинара Саши Раппопорта. Мы стремились сохранить культурный код города, где Александр Николаевич Островский написал многие свои произведения.

Сохранение наследия, которое у нас есть, несомненно, является лучшим вложением для будущих поколений.

В 2015 году я также стал владельцем здания 19 века по адресу Советская, 10. Расположенное в центре, оно идеально подходило под концепцию бутик-отеля. В революционные годы здесь функционировала типография, а после здание переходило из рук в руки различных владельцев. Последним из них был Ивановский университет дополнительного образования.

Этот проект стал моим первым опытом в области реставрации. На покупку и восстановление я потратил около 100 000 000 ₽.

В 2020 году я также выкупил трехэтажное здание по адресу проспект Мира, 4, расположенное рядом с отелем «Островский». Это здание было построено в 1815 году. В конце 19 века здесь располагалась гостиница «Большая Московская», которая функционировала до Октябрьской революции. Затем в здании размещались губфинотдел, губернский комитет Российского коммунистического союза молодежи, различные управления и отделы администрации Костромы.

Историческое трехэтажное здание из красного кирпича с чугунным балконом долгие годы вызывало грусть у костромичей и гостей города. Более 10 лет этот памятник архитектуры простоял в лесах. Как костромич, меня огорчало, что кто-то выкупил этот архитектурный памятник и не знал, что с ним делать. Это здание было не только красивым, но и значимым. Нельзя было допустить, чтобы его реставрация была проведена некачественно, поэтому я решил взять его под свое управление.

Состояние здания было плачевным: перекрытия были деревянными, крысы бегали повсюду. Рядом с подвалом находилась приемная камера трубопровода теплогенерирующей компании. Даже при небольшой аварии кипяток стекал в подвал, так как гидроизоляции не было.

В итоге фундамент был подмыт, половина здания провалилась на 20 см, по всему зданию проходили десятки трещин, а балкон обвалился. Если бы не вмешательство, через 10–15 лет здание могло бы обрушиться.

Проект реставрации был разработан нашей костромской компанией, а затем согласован с инспекцией по охране объектов культурного наследия. Далее проект прошел согласование с московскими кураторами и прошел историко-культурную экспертизу. Это было необходимым условием, учитывая, что дом является объектом федерального значения.

Здание стоит на пешеходной улице, поэтому мимо него проходит каждый, кто приезжает в Кострому

Здание стоит на пешеходной улице, поэтому мимо него проходит каждый, кто приезжает в Кострому

Я сам контролировал реставрацию и подробно знаю обо всех этапах

Я сам контролировал реставрацию и подробно знаю обо всех этапах

Дом, выполненный в неорусском стиле из красного кирпича, напоминающий Государственный исторический музей на Красной площади, столкнулся с проблемой разрушения, вызванной отсутствием качественной кровли и гнилью водосточных систем, что привело к повреждению около 40% наружного покрытия здания.

Мы провели тщательный анализ и изучение каждого кирпича в наружной кладке: те, что оказались прочными, были отшлифованы, а те, которые были в плохом состоянии, заменены новыми. Особенно важным было добиться визуальной однородности, и мы нашли кирпичи, схожие с историческими, на одном из заводов. После этого мы искусственно состарили их с применением специальной технологии.

В некоторых участках кладки гниль затрагивала три кирпича вглубь. Мы принялись за колоссальный труд: участок здания поднимали на домкратах через специальные отверстия, заменяя гнилые кирпичи. Это огромная задача, которую даже в Москве часто пренебрегают, предпочитая просто окрашивать поверхность камней. Таким образом, нам удалось сохранить первозданный вид здания — нарядный и пригожий.

Старые кирпичи требовали замены
Так выглядела стена в процессе реставрации
А так — после реставрации

Старые кирпичи требовали замены

В процессе восстановления стены приобрела следующий вид. Также внутренние стены здания представлялись в плачевном состоянии.

Мы применили множество тонн жидкого стекла и специального раствора, которые были впрыснуты во все трещины, обеспечив их прочное соединение. Перекрытия из дерева были заменены металлическими, что является трудоемким этапом реставрационных работ.

Потолочные карнизы, отделку стен и плинтусы изготовили из гипса. Для ускорения процесса мы организовали цех по производству этих элементов непосредственно внутри здания. Работали бригады из четырех регионов — Костромы, Владимира, Ярославля и Москвы, чтобы завершить проект оперативно.

В любой момент инспекция по охране объектов культурного наследия могла провести проверку, оценивая правильность воссоздания кирпичной кладки, использование материалов и качество швов.

На отделку потребовалось больше десятка строительных цистерн гипса
На отделку потребовалось больше десятка строительных цистерн гипса
На отделку потребовалось больше десятка строительных цистерн гипса
На отделку потребовалось больше десятка строительных цистерн гипса

На отделку потребовалось больше десятка строительных цистерн гипса

Внутренним дизайном занималось московское бюро Volkov Architects, известное своим опытом реставрации Казанского кремля в неорусском стиле. Специалисты бюро брали на себя разработку интерьерных элементов на основе исторических данных, документов и архивных фотографий, переданных вместе с зданием.

Например, в архивных документах указано, что потолок должен быть обрамлен рисунком с легким цветочным орнаментом. Но каким именно? Фотографии отсутствовали, сохранился лишь фрагмент завитушки и кусочек полосы. Используя эти элементы, специалисты-историки подбирали рисунок, соответствующий времени постройки.

Также была проблема с лестницей, признанной историческим наследием, но известной только по фотографии 1950-х годов. Документы утверждали, что конструкция изготовлена из серого мрамора, но какого оттенка? Сравнивая варианты породы из различных месторождений, специалисты решали, как камень будет сочетаться с полом, стенами и мозаикой.

Эти решения, сочетающие исторический контекст с творческим воображением, были предметом обсуждения и согласования с контролирующими органами, что успешно завершилось.

В здании сохранились два крупных витража, изготовленных по старинной технологии из полнотелого стекла, скрепленного оловом. Некоторые фрагменты этой «мозаики» были повреждены или утрачены. Оба витража были разобраны, извлечены из рам, разложены в огромном ангаре, после чего были приглашены мастера, занимающиеся изготовлением разноцветных стекол и их проклеиванием.

Чтобы восстановить лестничные ограждения, взяли чугунную балясину, от которой осталась только половина, и отдали на завод. Там сделали слепок, изготовили 3D⁠-⁠модель и отлили такие же. Сейчас часть балясин новые, а часть старые — и никто не отличит их друг от друга

Для восстановления лестничных ограждений мы воспользовались остатками чугунной балясины, от которой сохранилась только половина, и передали ее на завод. Там был выполнен слепок, создана 3D-модель, и произведены точно такие же балясины. Теперь часть из них новая, а часть оригинальная — и невозможно различить их друг от друга.

На реставрацию обоих витражей мы потратили около 700 000 ₽. Может, даже перестарались, но хотелось сделать нарядно

На реставрацию обоих витражей было затрачено около 700 000 ₽. Возможно, мы даже несколько перестарались, но наша цель заключалась в создании нарядного и восхитительного вида.

Двери входа, возрастом более двухсот лет, также были сохранены. Наружная часть, подвергшаяся воздействию атмосферных осадков, не поддалась склейке, и мы сохранили только центральную часть, обвязав ее новой рамой — результат был точной репликой.

Внутренние двери были тщательно обработаны: прошли шлифовку, очистку, разборку, замену шпилек и замков, а также покраску. Очень важно было сохранить эти двери, так как их касались исторически значимые личности. В 1904 году в этом здании революционер Яков Свердлов выступал с разоблачительной речью.

Дизайнеры студии Александра Волкова вдохновлялись образцами архитектуры того времени. Например, мы стремились оформить столб в виде камина. Для этого мы сфотографировали камин в Романовских палатах, заказали 3D-модель одной из плиток и воспроизвели множество копий. В итоге у нас получился камин, словно созданный мастером в 1870 году.

С этого балкона Яков Свердлов читал речь

С этого балкона Яков Свердлов читал речь

Во время реставрации решетку с балкона украли и отнесли в пункт металлоприема — к счастью, там мы ее и нашли. Нам повезло: сотрудники вошли в положение и бесплатно вернули решетку

В процессе реставрации балконную решетку украли и отнесли в пункт металлоприема, но к счастью, мы смогли ее обнаружить там. Нам повезло, так как сотрудники были понимающими и вернули решетку бесплатно.

В августе 2023 года мы открыли «Дом костромского сыровара» здесь. В честь Дня города мы провели праздничное мероприятие с зрелищной исторической подсветкой, созданной специалистами из Петербурга. Сейчас в этом здании успешно действует ресторан «Сыровар» и «Сырная лавка» с собственной сыроварней.

В магазине установлены прозрачные стекла, позволяющие туристам следить за процессом производства сыров. Мы также готовим большую историческую экскурсию, где подробно расскажем о здании и его восстановлении. Моя цель — погрузить посетителей в атмосферу Костромы, а также помнить местных жителей о том, что они проживают в городе, где каждый дом — памятник. Многие гости и местные жители помнят, каким было здание до реставрации, и выражают нам свое восхищение.

«Сыровар» стал первым сырным рестораном в Костроме — сырной столице России. В 2021 году оно вошло в топ⁠-⁠100 лучших ресторанов России, а в 2021 — получило гастрономическую премию за лучший молодой сыр

«Сыровар» стал первым рестораном с сырной концепцией в Костроме, городе, известном как сырная столица России. В 2021 году заведение попало в топ-100 лучших ресторанов страны, а в 2021 году было удостоено гастрономической премии за лучший молодой сыр.

В сырной лавке можно увидеть, как вызревает сыр

В сырной лавке предоставлен уникальный взгляд на процесс созревания сыра. Общая стоимость реставрации составила почти 500 000 000 ₽, что примерно в два раза превышает затраты на строительство аналогичного здания с нуля.

Реставрация требует не только значительных финансовых вложений, но также значительных интеллектуальных и эмоциональных ресурсов. Многие откладывают руки, сталкиваясь с непониманием со стороны властей и юридическими ограничениями.

Предприниматели готовы реставрировать архитектурные памятники, но только если это будет экономически целесообразно. Законодательство требует сохранения исторических зданий в их первозданном виде, но оно не всегда соответствует интересам бизнеса. Например, использование здания с историческими окнами-бойницами в качестве офиса или кафе ограничено, и, чтобы преодолеть этот барьер, может потребоваться изменение оконных проемов или строительство.

Современные пожарные стандарты также могут представлять проблему при реставрации зданий 19 века, и их соблюдение может потребовать изменений в проекте, подлежащих утверждению историко-культурной экспертизой. Необходимы изменения в законодательстве и предоставление льгот, таких как бесплатное подключение к коммунальным службам или освобождение от налога на имущество на 20 лет, чтобы сделать реставрацию более привлекательной для предпринимателей.

Тем не менее, успешные примеры, подобные реставрации здания «Дома костромского сыровара», могут служить вдохновением для других предпринимателей и поощрять интерес к восстановлению и сохранению исторических памятников в городах, таких как Кострома.

Оцените статью
ODELAX.RU
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x

Проверить франшизу

Спасибо
Ваша заявка отправлена
Скоро мы свяжемся с Вами