24.04.2024

Оказалось, что текст, напечатанный на бумаге, а не отображаемый на экране, лучше стимулирует когнитивное участие детей

В современном мире, где цифровые технологии становятся всё более распространёнными, происходит массовый переход от классических печатных изданий к электронным устройствам для чтения, что касается даже самых маленьких читателей. Исследование, опубликованное в журнале PLOS One, подробно рассматривает влияние этой тенденции на мозговую активность при восприятии текстовой информации. Результаты показывают, что чтение традиционных печатных материалов стимулирует у детей большую активность в областях мозга, отвечающих за концентрацию внимания и когнитивные функции, в сравнении с чтением с экранов.

Предыдущие исследования уже указывали на то, что чтение с экрана может снижать уровень понимания и запоминания информации, явление, часто именуемое как «эффект экранной неполноценности». Это явление заметно в разных возрастных группах, однако нейробиологические механизмы, особенно у детей, до сих пор требуют дополнительного изучения.

В условиях всеобщего внедрения цифровых технологий в образовательную среду, где электронные устройства заменяют учебники и другие печатные учебные материалы, команда исследователей из Израильского технологического института стремилась глубже изучить особенности мозговой активности при чтении текстов в печатном и цифровом виде у детей. Для этого использовалась методика электроэнцефалографии (ЭЭГ), позволяющая наблюдать за электрической активностью мозга с помощью электродов на голове.

Исследование включило 15 детей в возрасте от шести до восьми лет, что является ключевым периодом для развития когнитивных и чтения навыков. Участники были выбраны таким образом, чтобы отражать обычное развитие без известных неврологических заболеваний или развивающихся нарушений.

В рамках эксперимента каждому ребенку предлагалось прочитать тексты в двух условиях: с бумаги и с экрана. Для каждого режима чтения предусматривались тексты, адаптированные к возрасту с вопросами для проверки понимания. Эти вопросы помогали активно вовлечь детей в работу с текстом и оценить степень их понимания прочитанного в каждом из условий.

Результаты ЭЭГ показали, что при чтении с бумаги наблюдалась повышенная активность в высокочастотных диапазонах, особенно в бета- и гамма-диапазонах, что свидетельствует о повышенной когнитивной активности и внимании. В то время как данные с экрана демонстрировали активность преимущественно в низкочастотных диапазонах, таких как альфа- и тета-диапазоны, связанные с более рассеянными состояниями внимания.

Также была обнаружена значительная отрицательная корреляция между соотношением тета/бета при чтении с экрана и точностью выполнения задания Sky-Search, что подтверждает предположение о том, что чтение с экрана может увеличивать когнитивную нагрузку, затрудняя концентрацию и эффективное выполнение задач.

Результаты данного исследования представляют важные доказательства о том, что чтение с экрана может негативно влиять на способность детей к концентрации и обработке информации по сравнению с чтением с бумажных носителей. Однако из-за ограниченного размера выборки и узкого возрастного диапазона участников, результаты могут иметь ограниченное применение. В будущих исследованиях предполагается расширить возрастной диапазон участников и включить более широкую выборку для лучшего понимания воздействия разных форм чтения на мозг.

Оцените статью
ODELAX.RU
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x

Проверить франшизу

Спасибо
Ваша заявка отправлена
Скоро мы свяжемся с Вами