Один из крупнейших банков России, ВТБ, взял под своё управление Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК) недавно, и у неё, по словам председателя ВТБ Андрея Костина, немало трудностей. В числе проблем ОСК, которые он отмечает, есть «громадная финансовая дыра» и отсутствие надежной финансовой отчетности. Однако Андрей Костин утверждает, что решать эти «старые дыры» должно государство, а не ВТБ.
Он называет ОСК одной из наименее результативных компаний, находящихся в государственной собственности. Среди проблем, которые Костин выделяет, включаются проблемы в корпоративном управлении, значительные финансовые убытки и технологическое отставание, особенно в гражданском судостроении.
По мнению Костина, практически все контракты ОСК с заказчиками убыточны, и компания постоянно зависит от государственной поддержки. Он также отмечает, что у ОСК отсутствует надежная финансовая отчетность, и предлагает провести анализ финансовой деятельности каждого предприятия и судна, находящихся в производстве.
Костин сообщает, что ВТБ в настоящее время оценивает финансовое состояние ОСК с учетом мнения основных заказчиков, таких как Минобороны и «Росатом». Банку дано полгода на проведение анализа финансовой деятельности ОСК.
Глава ВТБ также напоминает о критике, высказанной президентом Владимиром Путиным бывшему главе ОСК Алексею Рахманинову за убыточные контракты. Путин подчеркнул, что нарушение финансовой дисциплины не соответствует интересам страны.
Костин подчеркивает необходимость государственной капитализации ОСК для закрытия финансовых дыр, но утверждает, что это должно быть сделано за счет бюджетных средств, а не за счет банка. Он призывает к обсуждению этой темы в правительстве и подчеркивает важность участия представителей министерства в этом процессе. При необходимости ВТБ готов предоставить финансовую поддержку компании.
В заключение, Костин выразил уверенность в создании эффективной системы, которая в будущем будет зависеть от государственной поддержки только на начальном этапе. Он также подчеркнул необходимость модернизации судостроительной отрасли и изменения подходов к строительству в силу устаревших технологий.
По итогам 2022 года выручка ОСК снизилась на 8,7% до 350 млрд рублей по МСФО из-за переноса заказов и задержек в поставках комплектующих, а компания понесла убыток в размере около 20 млрд рублей.