Руководитель Министерства восточного развития России рассмотрел возможность снижения плана по поставкам грузов по Северному морскому пути (СМП) в 2023 году с 36 миллионов до 34 миллионов тонн из-за санкций. В 2024 году планируется достичь грузооборота в 80 миллионов тонн, но есть риск, что этой цели не удастся достичь.
По словам главы Минвостокразвития Алексея Чекункова, на данный момент грузопоток по СМП почти соответствует уровню 2022 года, и к концу года ожидается перевезти 34 миллиона тонн грузов.
Однако в январе 2023 года после встречи Чекункова с генеральным директором «Росатома» (куратором СМП) Алексеем Лихачевым было объявлено о планах доставки 36 миллионов тонн грузов по СМП в этом году, что на 6% больше, чем в 2022 году. Эти планы были связаны с соглашениями, заключенными Минвостокразвития и «Росатомом» с ведущими грузоотправителями, занимающимися транспортировкой грузов по СМП.
На сентябрь 2023 года прогноз грузопотока составляет 34 миллиона тонн, но этот показатель может измениться в зависимости от оперативных данных. На данный момент по СМП перевезено 23,4 миллиона тонн грузов, что на 2,7% выше уровня прошлого года.
«Росатом» и Минвостокразвитие рассматривают вопрос о субсидировании ледокольной проводки для стимулирования перераспределения грузопотока на СМП с целью достижения планового уровня в 36 миллионов тонн к концу года.
Северный морской путь (СМП) является самым коротким морским маршрутом, соединяющим европейскую часть России и Дальний Восток. Его протяженность от Карских Ворот до бухты Провидения составляет около 5,6 тысяч километров. Этот маршрут проходит через моря Северного Ледовитого океана, такие как Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское моря, а также по Тихому океану. СМП активно используется для перевозки полезных ископаемых, включая нефть, нефтепродукты, сжиженный природный газ (СПГ), уголь и руду. В условиях западных санкций, введенных против России после начала спецоперации на Украине, СМП стал важным экспортным маршрутом. В настоящее время СМП работает в течение девяти-десяти месяцев в году, но круглосуточная навигация планируется начать в 2024 году.
В 2022 году Росатому и российским властям удалось перевыполнить план по развитию СМП, превысив целевой объем перевозок на более чем 2 миллиона тонн. Объем грузопотока по СМП в 2022 году составил 34,117 миллиона тонн, что на 3% больше, чем в 2021 году. В прошлом году рост грузопотока по СМП был связан в первую очередь с увеличением перевозок СПГ и контейнерных грузов.
Однако в 2023 году условия поставок грузов изменились. Цены на российскую нефть снизились до уровня ниже $50 за баррель, возникли сложности с фрахтом и страхованием судов с грузами из России. Эти факторы помешали более существенному росту перевозок по СМП, который ожидался в начале года. Также сохраняется риск нехватки флота ледового класса для достижения запланированного объема перевозок.
Для развития СМП до 2035 года предусмотрена программа, включающая строительство 50 ледоколов и судов ледового класса, а также инфраструктурных объектов, таких как терминалы и порты. На реализацию проекта будет выделено около 1,8 триллиона рублей, включая средства из федерального бюджета.
В рамках плана развития Северного морского пути, ожидается, что объем поставок к концу 2024 года увеличится более чем вдвое и достигнет 80 миллионов тонн. Алексей Чекунков, руководитель Министерства по развитию Восточного экономического района и арктической зоны России, назвал это достижение «большим вызовом». Он отметил, что основными факторами, которые помогут достичь этой цели, будут проекты НОВАТЭК, включая строительство нового завода по сжижению газа «Арктик СПГ-2» на Ямале, а также проект «Восток Ойл» компании «Роснефть». Близкое расположение этих проектов к Северному морскому пути позволит осуществлять поставки сырья как на европейские, так и на азиатские рынки, что, в свою очередь, способствует достижению цели по увеличению грузопотока до 80 миллионов тонн к 2024 году.
Однако министр отметил, что достижение этой цели будет зависеть от наличия достаточного количества ледовых классов судов. В различных сценариях могут возникнуть разные прогнозы, исключая возможность некоторого дефицита, особенно в связи с уменьшением транзита. Существенного увеличения транзита грузов через Северный морской путь в ближайшие годы не ожидается, по мнению источника, близкого к Министерству по развитию Восточного экономического района и арктической зоне. На успех также будет влиять погода и ледовые условия, которые непредсказуемы.
Тем не менее, Чекунков уверен, что несостоявшееся достижение 80 миллионов тонн в следующем году не стоит рассматривать как «большую трагедию», поскольку инвестиции в производство товаров, требующие Северный морской путь, уже сделаны, и он видит потенциал для значительного увеличения грузопотока в будущем, достигая до 200 миллионов тонн к 2030-2032 годам. Таким образом, Северный морской путь может стать глобальным магистральным коридором.
Однако координатор экспертного совета Проектного офиса Арктики, Александр Воротников, считает, что целевой показатель грузопотока по Северному морскому пути в 2024 году может потребовать корректировки. Он указывает на сокращение поставок полезных ископаемых, СПГ и нефти, и высказывает сомнения в возможности увеличения транзита, за исключением возможного вклада Китая, Индии и других стран. Впереди год, и пока неясно, как будут развиваться обстоятельства.