Уровень конкуренции пока не высок, но будет расти – на рынок выходят крупные компании, которые постоянно ищут новые аудитории. При этом пока основные конкуренты KidTech-продуктов – это офлайн-центры и детские сады. Об этом сообщается в вышедшем исследовании Агентства инноваций Москвы – KidTech: особенности развития технологий в дошкольном образовании в мире и России.
С каждым годом растет доля детей, которые начинают обучение еще до школы. По данным Росстата, численность детей до 7 лет, посещающих дополнительные образовательные программы в России, выросла на 18% за последние пять лет и составила 8,2 млн человек в 2022 году (62% от общей численности детей).
Дошкольное образование – один из лидеров образовательного рынка страны, однако уровень проникновения технологий в нем самый низкий (менее 1%). Тем не менее, дошкольный сегмент может стать новым этапом цифровизации отрасли, ускоренной благодаря пандемии.
По данным исследования Агентства инноваций Москвы, на протяжении последних шести лет выручка KidTech-компаний росла в среднем на 49% в год. Наиболее динамичный̆ рост наблюдался у компаний, для которых дошкольники не единственная целевая аудитория: изначально они ориентировались на другие сегменты образования и диверсифицировали свой бизнес за счет выхода в дошкольный̆ сегмент.
В индустрию заходят не только небольшие игроки, но и крупные компании – IT-корпорации, быстрорастущие образовательные холдинги и производители детских товаров. Для выхода на рынок компании используют различные стратегии: запускают собственные продукты, выстраивают партнерства или покупают KidTech- проекты.
В России больше всего инвестиций привлекают онлайн-школы, а в мире – решения для родителей, которые помогают родителям воспитывать и развивать ребенка, выбирать наиболее подходящие сервисы, в том числе детские сады.
В России инвестиции в решения для дошкольного образования начали расти ускоренными темпами с 2019 года: в 2021 году объем инвестиций в KidTech вырос более чем в 5 раз по сравнению с 2019 годом и составил $39,3 млн.
В исследовании также отмечается, что спрос на технологии для дошкольников в России будет увеличиваться.Это связано как c текущим низким уровнем цифровизации дошкольного образования и детских садов, так и с потенциально большой̆ целевой̆ аудиторией̆ – более 30 тыс. детских садов (без учета детских центров дополнительного образования) и более 13 млн детей̆ в возрасте до 7 лет.
Помимо этого, стоит учитывать, что в среднем четверть дошкольников обучается на онлайн-платформах, а дополнительные занятия посещает 62% детей, спрос на образовательные технологии потенциально может увеличиться вдвое.
Еще одним драйвером развития KidTech-рынка является возможность закрыть кадровый̆ дефицит в детских садах, особенно в специалистах узкого профиля, например, психологов, логопедов, за счет внедрения цифровых продуктов.
Согласно исследованию, в России работает более 120 компаний-разработчиков технологических продуктов для дошкольного образования. Большинство из них разрабатывает решения для конечных потребителей – дошкольников, чаще всего старше 5 лет. Онлайн-школы – самый крупный и динамично растущий сегмент рынка. На него приходится более трети от общего количества компаний и объема выручки, при этом в течение последних пяти лет выручка ежегодно растет более чем в два раза.
Большинство российских KidTech-решений направлено на развитие когнитивных навыков (внимания, логики, памяти), более трети – помогают детям подготовиться к школе, развивают навыки счета, чтения и письма, важных для подготовки к школе. Подготовка к школе – одно из наиболее конкурентных направлений на рынке KidTech, т.к. находится на стыке со школьным образованием, которое цифровизируется быстрее дошкольного, и привлекает больше внимания крупных компаний.
KidTech-разработчики стремятся учесть в своих продуктах ключевые запросы родителей: на пользу и безопасность образовательного контента. Также создают отдельные родительские приложения, которые позволяют отслеживать учебный процесс ребенка и узнавать о детском развитии в целом.
Только 10% компаний, привлекших инвестиции в 2022 году в мире, используют в своих продуктах новейшие технологии. Наиболее перспективные – это дополненная и виртуальная реальность, позволяющая дольше удерживать внимание ребенка, и искусственный интеллект, у которого больше всего сценариев применения.
Агентство инноваций Москвы — институт инновационного развития столицы. Организация предлагает линейку программ для бизнеса на разных стадиях развития — от реализации идеи до момента, когда у компании есть готовый продукт и желание выйти на новые рынки. Проекты Агентства помогают технологическим компаниям развиваться, тестировать и внедрять свои продукты, привлекать инвестиции, масштабироваться и находить крупных заказчиков.
СПРАВОЧНО:
KidTech – сегмент рынка EdTech, который включает в себя технологические решения для дошкольного образования: детей до 7 лет, их родителей, детских садов/центров и специалистов по работе с детьми.
Целевая аудитория
- Малыши (0-3 года)
- Дошкольники (3-7 лет)
- Родители
- Воспитатели, педагоги и специалисты по работе с
детьми - Государственные и частные детские сады и центры