Автошколы в России: как адаптироваться к новым требованиям и сохранить прибыльность. Мнение экспертов

Автошколы в России Опыт и советы успешных бизнесменов
или

С 2020 по 2024 год автошколы в России столкнулись с серьезными трудностями, оказавшими значительное влияние на их работу. Пандемия вызвала закрытие около тысячи автошкол, что составляет примерно шестую часть от общего числа учебных заведений в стране.

Автошколы в России: как адаптироваться к новым требованиям и сохранить прибыльность. Мнение экспертов

Одной из ключевых проблем, с которыми столкнулись автошколы, стало резкое удорожание автомобилей, топлива и запчастей, что повлекло за собой увеличение стоимости обучения. В то же время зарплаты выросли незначительно, что ослабило спрос среди населения. Обучение в автошколах стало менее доступным, а покупка автомобиля превратилась в роскошь, что особенно сказалось на аудитории в возрасте от 18 до 35 лет — основной клиентской базе.

В условиях дефицита новых автомобилей и роста цен на запчасти автошколы начали переходить на более бюджетные модели машин и сокращать количество транспортных средств. В связи с падением спроса среди частных лиц автошколы стали ориентироваться на корпоративных клиентов — логистические компании и такси-сервисы, которым необходимо обучать своих сотрудников вождению, стали важными партнерами.

Для привлечения клиентов автошколы начали использовать современные методы маркетинга и привлекательные концепции обучения, такие как онлайн-формат. Перенос теоретических занятий в интернет позволил сократить расходы на аренду помещений и учебные материалы. Эти курсы особенно популярны среди жителей удаленных регионов и тех, кто хочет сэкономить время и деньги.

Вам может быть интересно — Как я завершил свой бизнес по выращиванию микрозелени

Важную роль в усложнении работы автошкол играет и государство. С 1 апреля 2024 года вступили в силу новые правила лицензирования, направленные на повышение качества подготовки водителей и снижение аварийности.

Особенно серьезной проблемой стало обновление материально-технической базы: автошколам необходимо привести оборудование, учебные классы и автодромы в соответствие с единым стандартом. По данным Ассоциации автошкол России, около 30% учебных заведений не соответствуют новым критериям, что ставит под угрозу их лицензирование. Наиболее уязвимыми в этой ситуации оказываются небольшие частные автошколы, которые не располагают достаточными ресурсами для модернизации.

Автошколы в России: как адаптироваться к новым требованиям и сохранить прибыльность. Мнение экспертов

Как и любой другой бизнес, автошколы имеют свои преимущества и недостатки.

Преимущества:

  • Стабильный спрос на обучение вождению
  • Онлайн-формат обучения
  • Возможность работы с корпоративными клиентами
  • Высокая рентабельность

Недостатки:

  • Высокие начальные затраты
  • Новые требования к лицензированию
  • Падение спроса среди частных клиентов
  • Конкуренция

Многие считают, что открытие автошколы — это надежный источник дохода. Действительно, можно составить примерный бизнес-план, где, при стоимости курса в 30 000 рублей и ежемесячном наборе 20 учеников, выручка составит 600 000 рублей, а чистая прибыль — около 35–40%. Учебный центр может одновременно обучать до четырех групп, что увеличивает потенциальный доход до 1 миллиона рублей в месяц.

Вам может быть интересно — «Предприниматель — это строитель»: беседа с соосновательницей Beat Film Festival Аленой Бочаровой

Однако не стоит забывать о стартовых инвестициях и необходимости соответствовать новым требованиям. Для открытия автошколы необходимо получить лицензию на образовательную деятельность и заключение от ГИБДД, подтверждающее соответствие учебно-материальной базы установленным нормам. Автошкола должна располагать собственным сайтом, автопарком, автодромом, квалифицированными преподавателями, а также оборудованными помещениями с учебными классами и необходимыми материалами.

Автошколы в России: как адаптироваться к новым требованиям и сохранить прибыльность. Мнение экспертов

Например, автодром должен быть изолирован от доступа посторонних автомобилей и пешеходов. Его покрытие должно быть ровным и выполненным из асфальта или цементобетона, а минимальная площадь должна составлять 0,24 гектара. Также необходимо наличие ограничительных конусов, разметочных стоек, имитации железнодорожного переезда и других элементов, создающих условия для отработки навыков вождения.

Кроме того, требуется сформировать обязательный штат сотрудников, в который должны входить:

  • Преподаватель теории для обучения правилам дорожного движения (ПДД) и устройству автомобиля.
  • Педагог-психолог.
  • 2–3 инструктора по вождению, которые должны иметь диплом о среднем специальном или высшем образовании, а также дополнительное образование по профилю «Мастер производственного обучения вождению», удостоверение на право управления транспортом нужной категории и минимум 5 лет стажа без лишения прав.
  • Администратор.
  • Врач для преподавания основ первой помощи (можно на почасовой основе).
  • Бухгалтер.
  • Механик (эту функцию может выполнять инструктор с соответствующей подготовкой).

Автошколы имеют право проводить теоретические занятия в дистанционном формате. Такое обучение признается легитимным при условии наличия у школы лицензии, а также соответствующей материально-технической базы — помещения, учебных материалов и квалифицированного персонала.

Автошколы в России: как адаптироваться к новым требованиям и сохранить прибыльность. Мнение экспертов

Автошколу можно приобрести в качестве готового бизнеса. По данным торговой площадки «Авито», в России на продажу выставлено 47 автошкол, стоимость которых варьируется от 500 000 рублей за небольшой учебный центр до 14 миллионов рублей за сеть из нескольких филиалов в одном городе.

Например, в Новосибирске продается автошкола за 5 миллионов рублей, которая работает уже 1,5 года и предлагает обучение по категории «В» в двух отдельных классах, а также на собственном полигоне. Среднемесячный поток учащихся составляет от 30 до 50 человек, а минимальный доход с одного ученика достигает 45 000 рублей. Все необходимые лицензии и документы будут переданы новому владельцу, включая наработки, маркетинговые материалы и действующий сайт.

За 680 000 рублей предлагается автошкола в Архангельске, которая успешно функционирует на рынке уже 12 лет. У нее есть бессрочная лицензия на обучение по категориям А и В, и она расположена в удобном центре города.

Автошколы в России: как адаптироваться к новым требованиям и сохранить прибыльность. Мнение экспертов

Редакция Odelax поинтересовалась у владельцев автошкол о текущем состоянии их ниши и о том, как она переживает кризис последних лет.

Александр Гусев, основатель федеральной сети автошкол «ПроАвто»:
Увеличение цен — это давно назревший вопрос. Для того чтобы обеспечить качественное обучение, инструктор должен получать достойное вознаграждение, а также обслуживать свой автомобиль и заправлять его — все это требует финансовых вложений. Цены на топливо, запчасти и автомобили резко возросли. К сожалению, на рынке были недобросовестные игроки, которые демпинговали цены и тем самым подрывали его стабильность. Многие автошколы боялись повышать стоимость, чтобы не потерять клиентов.

Тем не менее, в августе даже самые бюджетные автошколы были вынуждены поднять цены. После резкого увеличения стоимости обучения наблюдается снижение клиентопотока и спроса в автошколах. Однако к сентябрю клиенты начали осознавать, что более дешевых предложений уже не будет. Мертвая тишина в спросе сменилась легким оживлением, и теперь хотя бы 1–2 клиента в день записываются на курсы в автошколу.

Периодически поступает информация о недобросовестных учебных заведениях, которые обещают обучение всего за 20 000 рублей. Люди, стремящиеся сэкономить, идут в такие школы, но в итоге сталкиваются с дополнительными поборами и оказываются вынужденными заплатить больше, чем изначально было заявлено. Чудес не бывает, и такие школы будут вытягивать деньги до тех пор, пока не достигнут уровня, обеспечивающего окупаемость бизнеса.

Мы вошли в новую реальность, в которой конкуренция определяется не за счет низкой цены, а благодаря уровню и качеству услуг — лучшим инструкторам, современным автомобилям и высокому уровню сервиса.

Автошколы в России: как адаптироваться к новым требованиям и сохранить прибыльность. Мнение экспертов

Представитель цифровой автошколы «Баранка»:
Количество учащихся в автошколах начало увеличиваться с 2021 года — как в нашей автошколе, так и на рынке в целом, после снятия ковидных ограничений. В 2022 году был зафиксирован небольшой спад, который длился всего пару месяцев в зимне-весенний период. Согласно проведённым исследованиям, пандемия сократила спрос на обучение примерно на 20% в московских автошколах. Это вполне объяснимо: учебным заведениям пришлось оперативно адаптироваться к новым форматам обучения, но не все смогли это сделать. Те автошколы, которые внедрили онлайн-обучение, сумели сохранить поток учеников даже в условиях пандемии.

Сезонные колебания в спросе всегда стабильны: с ноября по февраль в автошколах наблюдается снижение числа учеников, что связано с неблагоприятными погодными условиями. Курсантам значительно проще обучаться и сдавать экзамены летом, когда хорошая погода, чем зимой, когда дороги слякотные и покрыты снегом. Тем не менее, несмотря на устойчивый рост спроса, наш средний чек увеличился незначительно — всего на 7%.

Автошколы в России: как адаптироваться к новым требованиям и сохранить прибыльность. Мнение экспертов

Мы начали свою работу около двух лет назад и заметили, что количество прямых конкурентов возросло. Это связано не только с появлением новых автошкол, но и с тем, что учебные заведения внедряют инновационные форматы обучения и становятся более цифровыми. Это позитивный тренд — автошкольная сфера развивается быстрее, что служит для нас дополнительным стимулом работать лучше и продуктивнее.

Можно утверждать, что бизнес остается устойчивым хотя бы по одной причине — необходимость получения водительских прав остается актуальной. Это связано, в том числе, с ростом популярности каршеринга. Теперь права можно получать не только для покупки собственного автомобиля, но и для удобного передвижения по городу или путешествий на арендованном авто.

Процесс открытия автошколы достаточно напряженный и долгий, к тому же он требует значительных затрат. В смету, помимо основных расходов на ведение бизнеса, нужно включить обслуживание автомобилей и аренду помещений, стоимость которых в последнее время значительно возросла. Тем не менее, если рассмотреть возможность цифровизации автошколы, то итоговые расходы могут стать значительно более приемлемыми. Таким образом, решение о том, открывать автошколу или нет, остается за каждым предпринимателем.

Автошколы в России: как адаптироваться к новым требованиям и сохранить прибыльность. Мнение экспертов

Алексей Мецлер,
СЕО федеральной академии вождения «Вектор»

Количество учеников в нашем регионе в целом остается стабильным, однако наблюдается изменение их распределения между участниками рынка. Мы фиксируем тенденцию: сильные автошколы становятся еще более конкурентоспособными, в то время как слабые теряют своих клиентов.

Кризис оказал влияние на количество клиентов в данный момент. Пандемия и изменения в политической обстановке привели к снижению спроса, однако позже этот отложенный спрос стал причиной резкого роста. Если проанализировать данные за год, то средние показатели остаются стабильными.

Мы постоянно инвестируем в развитие нашего продукта, повышая его качество и уделяя большое внимание уровню сервиса. Это находит отклик у потребителей — спрос на обучение в академии вождения «Вектор» продолжает расти.

Автошколы в России: как адаптироваться к новым требованиям и сохранить прибыльность. Мнение экспертов

Цена на наш продукт постепенно должна достигать 100 000 рублей. В некоторых регионах уже сейчас средний чек варьируется от 60 000 до 80 000 рублей, и это считается нормой.

Однако специфика нашего бизнеса заключается в том, что обучение вождению является разовой услугой. Нередко недобросовестные автошколы прибегают к демпингу, привлекая клиентов заманчивыми предложениями с скрытыми доплатами, чтобы заполучить клиента любой ценой, ведь повторно обращаться ему не придется (разве что он захочет получить права на другие категории). Из-за этого в некоторых регионах рост среднего чека замедляется.

Вам может быть интересно — Секреты создания студии звукозаписи

Наша цель в «Вектор» — предоставить качественное обучение, которое повысит безопасность на дорогах. Как только потребители начнут осознавать, что качественное обучение не может стоить дешево, стандарты на рынке в целом повысятся, а уровень смертности на дорогах снизится.

Конкуренция в нашей сфере действительно существует, но для нас она незначительна. В текущих условиях ни один бизнес нельзя считать фундаментально устойчивым.

Хотя спрос на нашу услугу остается стабильным, просто открыть небольшую автошколу в каком-либо городе, не имея за плечами сильного партнера, — это утопическая идея. Напротив, стать частью сильной команды единомышленников и использовать опыт и ресурсы эксперта в отрасли — это то, что действительно имеет значение.

Автошколы в России: как адаптироваться к новым требованиям и сохранить прибыльность. Мнение экспертов

В автошколе «Формула» количество учеников сохраняется на стабильном уровне по сравнению с прошлым годом. Спрос на наши услуги также остается неизменным и соответствует показателям предыдущего года. Тем не менее, в связи с текущей ситуацией, мы планируем впервые за последние пять лет повысить средний чек в октябре.

Конкуренция действительно возросла: после пандемии на рынок вышло сразу пять новых игроков, включая крупные сети. Несмотря на это, наш бизнес можно считать устойчивым.

При открытии новой автошколы крайне важно сначала тщательно рассчитать финансовую модель бизнеса. Если она окажется жизнеспособной, то стоит принимать решение об открытии, даже в условиях высокой конкуренции.

Автошколы в России: как адаптироваться к новым требованиям и сохранить прибыльность. Мнение экспертов

Роман, частный инструктор

Ситуация в сфере автошкол изменилась, но кризис не оказал негативного влияния на количество учеников. Наоборот, число клиентов стало расти. Спрос на услуги автошкол продолжает увеличиваться, так как многие инструкторы недостаточно качественно обучают своих учеников, что приводит к необходимости повторного прохождения курсов для получения водительских прав.

Тем не менее, несмотря на растущий спрос, бизнес остается неустойчивым. В городе наблюдается высокая конкуренция, что создает дополнительные трудности для новых игроков на рынке. В условиях такой конкурентной среды многие автошколы вынуждены повышать средний чек, что соответствует общему тренду в отрасли.

Вопрос о целесообразности открытия автошколы в настоящее время остается спорным. С одной стороны, спрос действительно растет, но с другой — необходимо учитывать высокую конкурентную среду.

Автошколы в России: как адаптироваться к новым требованиям и сохранить прибыльность. Мнение экспертов

Сергей, частный инструктор

В последние годы количество учеников в автошколах действительно изменилось, и этот процесс начался еще до 2022 года. В нашем городе скорее наблюдается не кризис, а внутренняя политика автошкол и появление небольших федеральных учебных заведений с агрессивной рекламной стратегией. Например, одна из таких школ своими рекламными кампаниями значительно снизила конкурентоспособность других учебных заведений, что сказалось на притоке учеников.

Средний чек за последние годы также немного увеличился, хотя и незначительно. Лично у меня нет прямых конкурентов, так как я в основном работаю как частный инструктор и мало сотрудничаю с автошколами.

Что касается устойчивости бизнеса, его нельзя назвать стабильным. Открытие новой автошколы в данный момент я бы не рекомендовал, лучше подождать более благоприятных условий.

Оцените статью
ODELAX.RU
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x

Проверить франшизу

Спасибо
Ваша заявка отправлена
Скоро мы свяжемся с Вами