Как молодой человек из Вологды зарабатывает на продаже светильников-панелек
Александр Виноградов, по образованию преподаватель физкультуры, несколько лет проработал менеджером в компании по производству рекламной продукции. В бизнес он попал случайно: однажды решил сделать ночник в виде обычной многоэтажки, где прошло его детство, для своей квартиры. Этот светильник настолько понравился людям, что он начал продавать подобные изделия через Avito и социальные сети. За два года проект random привлек около 40 000 подписчиков, а число заказов на светильники-панельки возросло настолько, что Виноградов ушел с основной работы.
«Боже, я как домой вернулся, просто волшебно», «Спасибо за воспоминания», «Ностальгия в глаз попала», «Хочется собрать из этих ночников целый микрорайон», — такие комментарии можно встретить на страницах бренда random в социальных сетях. Бренд специализируется на светильниках, выполненных в виде многоэтажек и киосков из разных городов России. Уникальные советские постройки, имитация граффити и потертостей на стенах, а также креативные названия (например, киоск random называется «Союзпечаль») привлекли внимание людей разных возрастов. Это помогло проекту набрать 25 000 подписчиков в Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена в России) и почти 15 000 во «ВКонтакте».
29-летний Александр Виноградов, создатель random, изначально не планировал, что его хобби превратится в бизнес. Forbes Young рассказывает, как он начал, как проект сумел занять свою нишу среди конкурентов, и каких успехов достиг random по количеству заказов и выручке на сегодняшний день.
Александр Виноградов вырос в Вологде, где его воспитывали мама и бабушка
Мама работала в центре занятости, и, как вспоминает Александр, в её профессии «не было ничего креативного». Сам он тоже изначально не был связан с творчеством: поступил в Вологодский государственный университет на учителя физической культуры. Однако, попробовав себя в этой роли на третьем курсе, разочаровался — дети не слушались, и желание продолжать работу в школе пропало.
После окончания университета Александр устроился в компанию, занимавшуюся рекламной полиграфией — производством баннеров, буклетов, календарей. Это занятие оказалось ему по душе. Вскоре его пригласили на должность менеджера в вологодскую рекламную фирму «Каскад», где он занимался продажей бизнесу вывесок и световых панелей.
Идея собственного бизнеса появилась случайно. В 2022 году Виноградов приобрел серый диван с подлокотниками для своей квартиры, и захотел поставить на один из них ночник. В местных магазинах ничего подходящего не нашлось, и Александр решил сделать светильник сам. Один из коллег упомянул, что видел в интернете ночники в виде многоквартирных панельных домов. Эта идея понравилась Виноградову, и он решил воплотить её в жизнь, взяв за основу типичную пятиэтажку, в которой вырос. «В детстве погуляешь, поиграешь в футбол, возвращаешься домой — а там теплый желтый свет, и мама картошечку пожарила. Захотелось напомнить себе эти ощущения через свет в «окне» [лампы]», — рассказывает он.
Опыт работы с рекламной продукцией пригодился: макет будущего светильника Александр создал в знакомой программе CorelDRAW, а печать и резку пластиковых деталей заказал у компании, которая обычно занималась вывесками и баннерами. Готовый девятиэтажный ночник Виноградов собрал сам у себя дома. Затем он решил проверить, заинтересует ли такая идея других, и выложил фотографии изделия на Avito, а позже — в группу VK, названную random (сочетание слов rano и domoy).
Почти сразу после старта Виноградов получил первые заказы
В этот же период он узнал, что подобные ночники делают и другие мастера. «Когда я собирал свой первый светильник, я не знал о существовании других, — рассказывает он. — Но, начав продавать, ознакомился со всеми подобными изделиями». По словам Виноградова, одним из первых, кто стал изготавливать ночники-панельки, был россиянин Никита Анохин. Уважая его первенство на рынке, Виноградов решил не демпинговать, не снижать цены и избегать прямой конкуренции, включая таргетированную рекламу на аудиторию Анохина. Цены на ночники у обоих мастеров до сих пор схожи и колеблются в пределах 13 000–17 000 рублей за штуку.
Анохин рассказал Forbes Young, что начал свой проект еще в 2018 году, когда конкурентов почти не было. Со временем многие начали создавать похожие изделия, что повлияло на снижение его продаж. «Трудно конкурировать с мастерскими, которые демпингуют цены на маркетплейсах, предлагая дешевые изделия сомнительного качества», — делится он. Виноградов соглашается: «На Avito я столкнулся с работами «умельцев», которые купили лазер, вырезали из фанеры домик, установили диодную ленту и продают такие изделия гораздо дешевле качественных вариантов. В таком подходе нет искренности».
Несмотря на это, Анохин положительно оценивает проект random: «Мне нравится качество и уровень детализации изделий — это выделяет их среди остальных». С ним согласен и Алексей Подлинных, создатель бренда ночников-панелек «Капля света», который отмечает, что Виноградову удалось создать интересные и узнаваемые изделия, что является редкостью.
Виноградов вспоминает, что после продажи нескольких «домиков» на Avito он «немного поверил» в себя. «Но все равно тогда я действовал интуитивно, не имея четкого плана и не строя особых ожиданий», — признается он. Специального дорогостоящего оборудования для обработки пластика он не покупал, и долгое время не увольнялся с основной работы, совмещая её с увлечением.
Проект рос постепенно, во многом благодаря активному использованию соцсетей. В течение полутора лет Виноградов ежедневно публиковал посты на странице бренда во «ВКонтакте», демонстрируя товары или отзывы покупателей. Чтобы привлечь новую аудиторию, он договорился с несколькими группами, которые за 1000 рублей согласились поделиться фотографиями его ночников-панелек. Это принесло странице первые 4000 подписчиков.
От хобби к бизнесу
Весной 2024 года проект Виноградова пережил новый виток развития, который сам основатель описывает как переломный момент в своей жизни. Во-первых, 18 апреля на YouTube-канале музыкального журналиста Николая Редькина «БРОКЕН ДЭНС» (около 370 000 подписчиков) вышло видео, где в кадре появился ночник от random. Виноградов давно был поклонником творчества команды Редькина и однажды наугад написал на почту канала с предложением о платной рекламе. Спустя два-три месяца пришел ответ: на канале готовилось видео о панельках как символе русской музыки, и ночник random идеально вписывался в фон. Команда предложила посотрудничать бесплатно. С тех пор ролик с упоминанием бренда набрал более 274 000 просмотров.
Вторая причина успеха — вирусный рилс random в Instagram. «Долгое время мы работали в основном во «ВКонтакте», потому что эта платформа мне удобнее и привычнее, — с улыбкой говорит Виноградов. — К тому же не люблю постоянно включать VPN». Открыть Instagram ему предложила девушка. В той же весной она выложила видео с ночниками-панельками, которое за несколько дней собрало около 3 млн просмотров. Аудитория аккаунта выросла с 50 друзей до 25 000 подписчиков, что до сих пор удивляет Виноградова.
С увеличением подписчиков возросло и количество заказов. Если раньше Виноградов радовался одной-двум отправленным посылкам в день, то теперь ежедневно доставлял по два-пять «домиков» в разные города России. Это позволило ему переехать из кухни, служившей сборочным цехом, в небольшую мастерскую. Однако рост популярности привел к задержкам в сроках изготовления, и Виноградов решил уволиться с основной работы: «Я подумал всего один день и выбрал свое дело. Появилась уверенность, что без денег не останусь, а когда есть любимое и востребованное занятие, его нужно развивать», — объясняет он.
Что помогло random быстро расти? Алексей Подлинных из «Капли света» считает, что проект умело использовал соцсети. Никита Анохин отмечает, что Виноградов хорошо чувствует запросы аудитории. «Например, недавно он выпустил ночник-ларек. Я давно хотел сделать что-то подобное, но идея казалась слишком сложной. А у него вышло очень элегантное изделие», — говорит Анохин.
По мнению светодизайнера Валентины Балашовой, популярность ночников-панелек связана с ностальгией по детству и символам того времени. «Эстетика советского периода вызывает воспоминания о дружбе соседей, визитах друг к другу, бабушках у подъезда. Это создает ощущение, что раньше было лучше, и этот кусочек «лучшего» хочется иметь у себя дома», — говорит она. Соосновательница магазина подарков The Dar Store Ксения Пожиткова соглашается: «Вещи, которые вызывают эмоции или воспоминания, — это то, что хочется купить, сохранить и подарить».
Однако Балашова считает, что ниша таких изделий узкая и интересует в основном «эстетов и ценителей наследия». Но это не значит, что подобные проекты не могут расти. Балашова отмечает, что покупателями могут быть необычные кафе или дизайнерские пространства, а Ксения Пожиткова добавляет, что такие ночники могут заинтересовать магазины подарков, подобные The Dar Store.
Как «строятся» панельки
Ассортимент бренда random постепенно расширяется. Сейчас в коллекции представлены такие модели, как «Дом №2» — девятиэтажный аналог первого ночника Виноградова, «Дом №3», вдохновленный тверским зданием с необычной решеткой над подъездом, пятиэтажный «Дом №4», а также ларьки «Союзпечаль» и «Продукты». По желанию клиентов на макеты добавляются различные надписи — цитаты, шутки, а иногда и признания в любви. Random также принимает индивидуальные заказы: так появились модели калининградского Дома Советов, панелька из Мурманска с панно советского художника Вячеслава Герасимова и девятиэтажка из Норильска. Такие уникальные «домики» продаются по удвоенной цене.
«Каждый дом — это по сути конструктор, созданный мной, но не всегда удается придумать так, чтобы собрать его за несколько часов», — делится Виноградов. Сейчас на изготовление стандартных моделей уходит около трех-четырех недель, а на индивидуальные заказы — около месяца. Хотя сам процесс сборки занимает немного времени, сроки затягиваются из-за большой очереди.
Работа над ночниками начинается с поиска референсов, например, фотографий здания. Затем в CorelDRAW создается виртуальный «скелет» модели, где проверяется, чтобы все детали идеально стыковались. После этого Виноградов заполняет основу «текстурами» — изображениями, которые придают цвет и рельеф. Раньше он находил текстуры на сайтах вроде Pinterest, но позже решил разрабатывать их самостоятельно для большей аутентичности. Печать и резку деталей из пластика по-прежнему заказывают у профильных фирм, а финальную сборку, упаковку и доставку Виноградов берет на себя.
Работа требует усидчивости, внимательности и аккуратности. «Каждый день нужно чему-то учиться. К счастью, у меня есть помощники, без которых я бы не справился», — говорит Виноградов. Сегодня в его мастерской трудятся еще пять человек. К роли руководителя он пока не привык и только учится этому. «Все постепенно стабилизируется, но до того, чтобы я мог расслабленно сидеть у бассейна и наблюдать, как задачи выполняются сами собой, еще далеко», — шутит он.
Однако не все идет гладко. Из-за того, что в команду пришли новые сотрудники, в последнее время было допущено много ошибок, в том числе в производстве ларьков. Это влияет на эмоциональное состояние Виноградова: «Я работаю пять дней, а затем два дня буквально выгораю. Просто лежу дома и грущу. Смирился с тем, что это неизбежно: переживу, зато потом с новыми силами снова берусь за работу».
Несмотря на рост проекта и появление всех атрибутов бизнеса, Виноградов по-прежнему считает random творческим проектом. «Я не бизнесмен, ведь у меня даже нет таблиц с себестоимостью или сметой. Есть только список того, что нужно сделать и к какому сроку», — признается он. О доходах Виноградов говорить не любит, но директор компании «Нурлайт», которая продает ночники-панельки на маркетплейсах, оценивает ежемесячную выручку random в 1,3 млн рублей. Проект Никиты Анохина, для сравнения, приносит около 2 млн рублей в месяц.
Виноградов пока не уверен, продолжит ли random расти, но у него много планов: улучшить макеты для ускорения сборки, добавить новые товары, развивать социальные сети и «чаще радовать людей», например, отправляя вместе с заказами дизайнерские открытки. Сильно вперед он не загадывает: «Обычно обстоятельства сами подсказывают, когда нужно делать новый шаг. Главное — заниматься своим делом, меньше переживать и постоянно развиваться».