Согласно данным нескольких авиакомпаний, стоимость российского среднемагистрального пассажирского самолета МС-21, который пока не принят в эксплуатацию, выросла до 4,3-4,6 миллиарда рублей с предполагаемой поставкой в 2028-2030 годах. Об этом сообщает газета «Коммерсантъ». По информации источников издания, Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) в конце 2022 и начале 2023 года предлагала эту модель самолета по условиям, соответствующим указанной стоимости. При этом в сделку включалось получение субсидий из Фонда национального благосостояния (ФНБ), хотя точная сумма субсидий не была указана.
При текущем обменном курсе рубля стоимость МС-21 в долларах составляет 50-54 миллиона, в то время как сопоставимые модели Airbus A320/A321 и Boeing 737-800 и MAX указаны в каталогах по цене 100-105 миллионов. Однако реальная рыночная стоимость этих самолетов составляет 50 миллионов.
По данным статьи, в конце 2021 года ГТЛК сообщала о еще более высокой цене для МС-21 — 4,71-4,99 миллиарда рублей. В то время предполагалось использование американских двигателей Pratt & Whitney, которые сейчас недоступны из-за санкций. В эту цену также включались субсидии из ФНБ и бюджета. Однако сейчас авиакомпании уверены, что реальная стоимость МС-21 с российскими двигателями ПД-14 будет выше, поскольку серийно производимые американские PW140 не могут стоить дороже полностью нового продукта. Также на рынке авиации подчеркивают, что летные характеристики МС-21 остаются загадкой.
В настоящее время никто не может сказать, какой будет его пробег между ремонтами и сможет ли он продержаться заявленные 20-25 лет, особенно если это означает превышение отметки в 100 тысяч часов налета, что представляется сложным для воздушных судов, произведенных в России. Некоторые источники утверждают, что Россия создала самолет самой высокой стоимости в этом классе, и без равномерного субсидирования авиакомпаний и создания равных условий для избежания доминирования компаний, которые получили государственное финансирование, это будет сложно достичь.
По словам еще одного источника в авиационной промышленности, МС-21 не мог быть дешевле лайнеров от Boeing и Airbus, потому что единственная возможная экономия могла быть достигнута только за счет сокращения зарплат, в то время как все остальные компоненты стоят так же или дороже. Кроме того, отсутствие серийного производства и отсутствие прибыльных проектов не позволяли выделить средства на разработку. Ранее премьер-министр Михаил Мишустин призвал активизировать процесс строительства пассажирских самолетов Ту-214.
Он поставил перед собой задачу увеличить выпуск с 10 до 20 лайнеров в год, для чего из Фонда национального благосостояния будет выделено 41,8 миллиарда рублей. Этот самолет был разработан еще в период СССР, однако после распада страны он проиграл конкуренцию из-за более высокого расхода топлива и необходимости трех пилотов для управления.