Министерство промышленности и торговли проводит обсуждение с экспертами возможности запуска добровольного эксперимента по маркировке игрушек в России. Согласно информации, опубликованной в «Известиях», маркировка на игрушках может быть введена уже в начале 2024 года.
Предполагается, что добровольный этап маркировки будет проводиться в течение года. После этого власти примут решение о необходимости введения обязательной маркировки для данного типа продукции.
По словам председателя Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонины Цицулиной, маркировка может затронуть категории игрушек, такие как куклы, мягкие игрушки, конструкторы и строительные наборы. Эти категории составляют около 50% рынка игрушек, при этом конструкторы и строительные наборы занимают 17% рынка, а на куклы и мягкие игрушки приходится 20%.
На данный момент теневой рынок игрушек в России составляет около 30% от общего объема оборота. В связи с санкциями в страну поступают большие партии поддельной продукции. В этом случае некоторые из них являются подделками, нарушающими права интеллектуальной собственности, в то время как другая часть представляет сомнительное качество. Речь идет, в частности, о таких брендах, как L.O.L, Barbie, Monopoly, Angry Birds, Surprise!, Hello Kitty и Lego.
Эксперты отмечают, что введение маркировки игрушек имеет не только защитную функцию, предотвращая подделки и продажу небезопасных товаров, но также препятствует уклонению нелегальных компаний от уплаты налогов. Однако некоторые участники рынка считают, что маркировка неэффективным инструментом, так как недобросовестные продавцы научились подделывать и маркировать товары. При этом, потребители могут столкнуться с повышением цен.
Идея внедрения цифровой маркировки игрушек была предложена ещё в 2020 году. Тогда инициаторы инициативы указывали на то, что 58% потребителей испытывают затруднения в отличии подделок от оригинальной продукции, что представляет серьезную угрозу для здоровья.