Первый заместитель председателя правительства России Андрей Белоусов провел совещание с регионами по вопросу поддержки малого и среднего предпринимательства. В результате решения правительства, в 2022 году была увеличена квота на закупки у компаний малого и среднего бизнеса с 20 до 25 процентов. Также был расширен список крупнейших федеральных и региональных заказчиков, подлежащих мониторингу со стороны Корпорации МСП.
Объем закупок у МСП-поставщиков со стороны крупнейших заказчиков в 2022 году составил рекордные семь триллионов рублей, что на 2,6 триллиона рублей больше, чем в предыдущем году. Более 12 тысяч заказчиков, включая девять тысяч региональных, осуществили закупки.
Андрей Белоусов отметил, что сектор малого и среднего бизнеса столкнулся с серьезными вызовами, но продолжает расти. Большая часть успеха была достигнута благодаря реализации программы поддержки МСП, которая была запущена по поручению президента России в 2020-2022 годах. Сейчас Минэкономразвития работает над переформатированием национального проекта поддержки МСП, а также планируется введение ряда институциональных мер. Он также подчеркнул важность стимулирования государственных компаний и госкорпораций в совершении закупок у малого и среднего бизнеса, а также помощи им в выходе на международные рынки. Андрей Белоусов отметил, что в этой области у России есть большой потенциал. Доля малых и средних предпринимателей на международных рынках по-прежнему невелика, но она растет. В этом процессе ключевую роль должны сыграть субъекты России, поскольку именно у них лежит основа для развития данных процессов. Андрей Белоусов является ответственным за национальный проект «
Генеральный директор Корпорации МСП, Александр Исаевич, напомнил о программе «выращивания» и заключении офсетных договоров. В конце прошлого года по поручению президента, Корпорация МСП совместно с крупнейшими заказчиками запустила новый инструмент поддержки потенциальных поставщиков. Программа «выращивания» и офсетные договоры предусматривают обязательства заказчика по формированию долгосрочного спроса на продукцию малого и среднего бизнеса, а также обязательства субъекта МСП по инвестированию в создание или модернизацию производства на территории России. Корпорация уже утвердила семь программ «выращивания» поставщиков, а 27 компаний находятся в процессе разработки таких программ.
Перечень закупаемых товаров расширился более чем вдвое и составляет 1,1 миллиона позиций. Свыше 70 процентов от общего объема закупок у МСП приходится на продукцию производственного назначения, а более 9 процентов — на инновационную и высокотехнологичную продукцию. В прошлом году закупки в научных и технических областях выросли в десять раз.
По итогам 2022 года наиболее популярными предметами закупок у субъектов МСП в сегменте до 50 миллионов рублей стали лекарственные средства. При сумме договора до 200 миллионов рублей первое место занимают нефтепродукты, до 400 миллионов рублей — продукция горнодобывающих производств, а при сумме до миллиарда рублей — транспортные средства и оборудование.
«Группа Интер РАО» вместе с Корпорацией МСП создали благоприятные условия для поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства с целью их участия в закупках. Эффективность работы программы проявляется как в заключенных договорах, так и в возможности проведения офсетных сделок.