Убыточная франшиза под брендом «Авито»: почему партнеры Exmail терпят крах

партнеры Exmail терпят крах Предпринимательство и стартапы
или

Франчайзинг всегда привлекал предпринимателей, особенно когда за проектом стоит известный бренд, как «Авито». Однако не всё оказывается так просто. Партнёры Exmail поделились трудностями, с которыми они столкнулись при открытии пунктов выдачи под этим брендом.

Убыточная франшиза под брендом «Авито»: почему партнеры Exmail терпят крах

Историческая справка

В ноябре 2022 года стало известно, что «Авито» сделал крупные инвестиции в своего нового партнёра — логистическую компанию ExMail, основанную в Красноярске в 2008 году. Сумма сделки составила 3,5 млрд рублей, что позволило ExMail стать важным игроком на рынке доставки онлайн-заказов. На первый взгляд, это выглядело удачным решением: ExMail предложил доставку по выгодным ценам — всего за 149 рублей, что было значительно дешевле конкурентов, таких как BoxBerry (339 рублей) и DPD (419 рублей).

Низкая стоимость доставки на старте помогла привлечь большое количество клиентов. Когда перед покупателями стоял выбор между доставкой за 149 рублей и 339 рублями, решение казалось очевидным. ExMail быстро набрал обороты и начал увеличивать объёмы заказов. Однако вскоре клиенты стали всё чаще жаловаться на качество услуг.

В том же 2022 году «Авито», совместно с ExMail, запустил сеть пунктов выдачи и отправки онлайн-заказов через «Авито Доставку». Но спустя два года многие партнёры столкнулись с серьёзными проблемами: сотни точек были закрыты, а владельцы франшиз начали сталкиваться с задержками выплат, манипуляциями и трудностями в сотрудничестве.

Основная проблема заключалась в качестве логистики. Посылки, отправленные через ExMail, массово зависали на сортировочных центрах, терялись или задерживались на неопределённое время. Характерным примером стали игнорирование обращений в техподдержку и неспособность «Авито» оперативно реагировать на запросы. На жалобы, оставленные в социальных сетях, особенно на странице компании в VK, сотрудники давали стандартные ответы о перегруженности из-за большого объёма заказов, что не удовлетворяло клиентов.

Помимо роста недовольства клиентов, в октябре 2022 года произошло важное корпоративное изменение: «Авито» сменил владельца. Российский инвестиционный холдинг Kismet Capital Group приобрёл компанию за 151 млрд рублей. Ранее «Авито» принадлежал голландской компании Prosus, которая входила в состав южноафриканского холдинга Naspers.

Убыточная франшиза под брендом «Авито»: почему партнеры Exmail терпят крах

Несмотря на все сложности, проект изначально выглядел весьма привлекательно: за два года было открыто более 1000 пунктов выдачи по всей России. Для многих начинающих предпринимателей участие в известном бренде казалось отличной возможностью. Однако реальность оказалась намного сложнее.

Для открытия пункта выдачи требовалось внести паушальный взнос в размере 400 000 рублей, а также инвестировать в запуск — поиск и ремонт помещения, закупку оборудования, наем сотрудников и другие сопутствующие расходы. За эти деньги франчайзи получали обучение работе с программным обеспечением и оформление в корпоративном стиле. Однако, как отметил один из партнеров, «юридически оформленных франшиз не существовало. Платежи за обучение передавались не компании, а родственникам учредителя ExMail через несколько индивидуальных предпринимателей — схема, известная по аналогии с “делом Лерчек”».

Проблемы с договорами

Главной трудностью для предпринимателей стали изменения в условиях сотрудничества. В 2023 году ExMail перешла с двухсторонних договоров на публичную оферту, что позволило компании изменять условия в одностороннем порядке. Одним из наиболее неприятных изменений стало отсутствие защитных зон: новые пункты могли открываться в непосредственной близости друг от друга, что привело к усилению конкуренции среди франчайзи.

ExMail также неожиданно снизила стоимость операций по кросс-доставке, что стало неприятным сюрпризом для многих участников. В условиях, когда другие логистические компании, такие как Wildberries, Ozon и Яндекс.Маркет, повышали тарифы, решение ExMail сократило прибыль предпринимателей.

Еще одной серьезной проблемой стали задержки выплат. В то время как другие компании выплачивали вознаграждения через 20 дней, ExMail увеличила этот срок до 40 дней, а фактически выплаты поступали лишь через 70 дней, что делало бизнес нерентабельным.

Убыточная франшиза под брендом «Авито»: почему партнеры Exmail терпят крах

Критическая ситуация для партнеров

Владельцы пунктов выдачи столкнулись с множеством дополнительных проблем. Постоянные штрафы, которые часто превышали возможную прибыль, стали серьёзным препятствием. Например, штраф за нанесение ущерба репутации ExMail мог достигать 1 500 000 рублей.

Попытки предпринимателей получить поддержку или разъяснения натыкались на стену молчания. Территориальные менеджеры не отвечали на запросы, а обращения через официальные каналы оставались без ответа. Многие партнёры просто не могли достучаться до представителей компании.

Технические проблемы

Качество логистики, предоставляемое ExMail, также вызывало множество нареканий. На многих пунктах ежемесячно оставались десятки посылок в статусе «Передано курьеру», которые так и не доходили до сортировочного центра. При этом штрафы за недоставленные посылки часто возлагались на владельцев пунктов, что дополнительно увеличивало их расходы.

Для решения этих проблем ExMail предложила вкладывать бумажные акты в каждое отправление, а за отсутствие таких документов вводились дополнительные штрафы.

Лето 2024 года

На фоне кризиса с выплатами «Авито» решил дистанцироваться от проекта, отменив оплату за использование своего бренда. Теперь компания бесплатно подключает пункты к своей системе доставки. Однако этот шаг не улучшил ситуацию: поток клиентов в пунктах «Авито» и ExMail продолжает стремительно снижаться. Генеральный директор ExMail, Андрей Волков, объявил о планах выплат за июль, август и сентябрь, вне зависимости от объёма операций. Однако выплата за июль до сих пор не произведена, что ставит предпринимателей в затруднительное положение.

Многие партнёры вынуждены закрывать свои пункты, нарушая условия договора и теряя деньги за последние месяцы работы. Дополнительные трудности создают штрафы за досрочное закрытие пунктов в размере 150 000 рублей.

Убыточная франшиза под брендом «Авито»: почему партнеры Exmail терпят крах

Мнение партнеров

На сайте «Отзовик» размещено 21 отзыв о доставке ExMail и пунктах выдачи «Авито», из которых лишь два положительных. Средняя оценка компании составляет 1,9 из 5, и только 9% пользователей готовы рекомендовать сотрудничество с этим проектом. Большинство отзывов касаются качества доставки ExMail, однако есть и мнения самих партнёров.

Наиболее обсуждаемые проблемы включают:

  • Плохая логистика: посылки задерживаются на месяцы, часто приходят в плохом состоянии.
  • Отсутствие расходных материалов: нужные коробки и упаковка поступают крайне редко, и владельцам приходится закупать их за свой счёт.
  • Управление: руководство избегает общения с владельцами пунктов выдачи, а менеджеры зачастую оказываются некомпетентными.
  • Постоянные задержки выплат и документов.
  • Навязанные услуги: партнёров обязывают приобретать оборудование по завышенным ценам.

Вот некоторые отзывы от партнёров компании, собранные с сайта «Отзовик».

Андрей:
«От “Авито” осталась только вывеска. ExMail — это партнер “Авито”, но для приложения этот партнёр не самый лучший, и пункты не находятся в приоритете. За полтора года владения тремя пунктами выдачи в Зеленограде ни один не вышел в ноль. Прибыли, похоже, так и не увижу».

Александр:
«Чтобы открыть пункт ExMail, потребуется порядка 1,5 миллиона рублей. Но заложите ещё 500 000, ведь агентские выплаты от компании ExMail задерживаются на срок до двух месяцев. Имейте в виду, что 80% всех пунктов выдачи этой франшизы убыточны. Из тысячи открытых точек 30% уже закрылись, а ещё 60% работают в минус и продолжают вкладывать собственные деньги. Остальные, кто работает с прибылью, получают около 10 000–50 000 рублей чистыми в месяц — это неплохой доход, учитывая вложения в 2 миллиона рублей».

Редакция odelax узнала у партнёров, почему они решили запустить пункты выдачи «Авито», сколько времени они проработали и удалось ли окупить вложения. Из-за пункта в оферте о репутационных рисках компании, штраф за которые составляет 1 500 000 рублей, партнёры попросили не раскрывать их имена.

Убыточная франшиза под брендом «Авито»: почему партнеры Exmail терпят крах

Первый партнер

Нас привлек бренд «Авито», возможность войти в новое направление и стать одними из первых, а также выбирать любые локации. Партнёры представили презентации и показатели роста. При паушальном взносе в 400 000 рублей нам обещали помощь с подбором персонала и помещений. Однако на деле обучение свелось к простому тестированию потенциальных сотрудников на сайте. Требования к помещению включали обязательный первый этаж, отдельную входную группу и площадь не менее 40 квадратных метров, что потребовало значительно больших вложений по сравнению с аналогичными пунктами выдачи (Wildberries, Ozon).

До февраля 2024 года мы уже начали замечать задержки с выплатами и нехватку расходных материалов для упаковки посылок. Тем не менее, в целом работать было возможно. В лучшие месяцы прибыль достигала 80 000 рублей — это максимальный показатель за всё время. Январь и февраль показали хорошие результаты, но затем началось резкое падение: в марте — минус 25% по сравнению с февралем, в апреле — ещё минус 20% от марта, а в мае мы вышли примерно в ноль.

В июне мы задумались о закрытии, поскольку трафик сократился в несколько раз. Однако нам пообещали субсидию — оплату в июле и августе по показателям мая. В сентябре также обещали восстановить трафик до уровня февраля. Но в июле и августе в день на каждом пункте проходило всего около десяти операций, что без субсидии означало не просто убытки, а настоящую катастрофу.

Естественно, в сентябре ничего не изменилось. Мы хотели закрыться, но новость о субсидии, опубликованная в официальном Telegram-канале (по договору он является официальным источником), была изменена, и оказалось, что при закрытии субсидия не выплачивается. Потеря субсидии означала, что нам пришлось самостоятельно покрывать аренду и зарплаты. За месяц количество операций составило всего 10 000–25 000 в июле и августе.

ExMail сам заключил договоры с крупными партнёрами, такими как «ЦайНяо» и «Сберлогистика», и принудительно подключил их к нашим пунктам, что снизило стоимость операций (от 30 до 50% уходит в ExMail). Курьеры не наши, программное обеспечение не наше, а ExMail получает огромную комиссию.

В Москве и Санкт-Петербурге много пунктов, которые отбили вложения, но в регионах ситуация значительно хуже. Продать франшизу можно только внутри одного города. Некоторые франчайзи продавали свои пункты за 10 000 рублей или даже за бутылку виски, но к этой бутылке нужно было добавить ещё 50 000 рублей, которые ExMail требует за переоформление с одного юридического лица на другое.

Убыточная франшиза под брендом «Авито»: почему партнеры Exmail терпят крах

Второй партнер

Решение открыть пункт выдачи «Авито» было обусловлено известностью бренда, который обещал стабильный поток клиентов. Кроме того, это был первый пункт в городе, что давало дополнительные перспективы. Однако через 6–8 месяцев я осознал, что пришло время расторгнуть договор. Вложения так и не окупились, и я остался в минусе на 850 000 рублей.

Третий партнер

Я решила открыть пункт выдачи «Авито», поскольку считала проект перспективным. Это отличная платформа, и если бы они действительно открыли пункты повсеместно, включая маленькие населённые пункты, всё могло бы сложиться хорошо. Однако в марте 2024 года «Авито» начал массовую выдачу заказов (как Ozon, «Яндекс», «Ситилинк»), и количество выдач сократилось с 200 до 80–90 в день, а затем упало ещё сильнее. В итоге я продала готовый бизнес за копейки и ничего не заработала. В последние месяцы мне едва хватало денег на аренду, зарплату сотрудникам и текущие расходы на содержание пункта.

В моём случае бизнес не окупился — я ушла в минус. Пункт я продала через полгода работы. С июня 2024 года у «Авито» начались проблемы с выплатами. До сих пор я не могу получить комиссию за июнь и июль, и я не одна такая.

13 сентября прошло совещание с генеральным директором Волковым, на котором он заявил: «Не может быть, у нас нет проблем с деньгами». Проблем у них, действительно, нет — как и выплат. Мы не знаем, что делать дальше.

Оцените статью
ODELAX.RU
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x

Проверить франшизу

Спасибо
Ваша заявка отправлена
Скоро мы свяжемся с Вами