Правительство готовится принять особый закон, который будет регулировать деятельность маркетплейсов на территории России. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) совместно с Минпромторгом, Роспотребнадзором и другими ведомствами приступят к разработке этого законопроекта. Информацию об этом сообщают «Известия» со ссылкой на итоговый отчет ФАС о состоянии конкуренции за 2023 год.
ФАС уже подготовила концепцию предстоящего законопроекта. Согласно изданию, основные положения документа направлены на регулирование отношений между маркетплейсами, потребителями, продавцами товаров и владельцами пунктов выдачи заказов (ПВЗ). Целью инициативы является создание более эффективных условий для конкуренции и защиты прав потребителей и предпринимателей в сфере электронной коммерции.
В ФАС считают, что вопрос о регулировании деятельности маркетплейсов следует рассматривать в рамках отдельного федерального закона, учитывая специфику всех заинтересованных сторон. Это включает в себя определение участников рынка и установление требований к заключению и исполнению договоров.
Помимо этого, в ведомстве считают необходимым установить нормы, касающиеся деятельности владельцев маркетплейсов, включая контроль размещения информации о товарах и особенности взаимодействия с покупателями, продавцами и владельцами ПВЗ, включая вопросы возврата товаров.
ФАС напомнила, что маркетплейсы не являются торговыми организациями и их взаимоотношения с участниками рынка значительно отличаются от отношений в торговых сетях. Поэтому, по их мнению, требования к маркетплейсам должны быть отличными от требований, предъявляемых к торговым сетям.
В Минпромторге и Роспотребнадзоре сообщили, что пока не получали концепцию проекта от ФАС.
Если правительство примет законопроект, это не будет первым документом по данной тематике. Ранее в Госдуму уже вносились два подобных проекта, однако они были подвергнуты критике. В одном из них, в том числе, предлагалось ограничить маркетплейсы в продаже товаров, если их выручка превышает 150 млрд рублей. Этот законопроект правительство не поддержало. В другом проекте закона парламентарии пытались описать основные принципы работы маркетплейсов и предусмотрели государственный контроль за этой сферой через ФАС.
На прошлой неделе премьер-министр РФ Михаил Мишустин подчеркнул, что деятельность маркетплейсов в России необходимо аккуратно регулировать, поскольку у граждан возникает множество вопросов к онлайн-платформам, работа которых не так прозрачна.