В первом квартале 2024 года рост рынка онлайн-продаж продовольственных товаров замедлился. Темп роста составил 55%, что немного ниже 57% в четвертом квартале 2023 года. В денежном выражении объем рынка в первом квартале достиг 310 млрд рублей, что на 4% больше по сравнению с предыдущим кварталом. Эти данные приводят аналитики Infoline, сообщает Sostav.
Доля онлайн-продаж в общем объеме розничных продаж продуктов питания и напитков увеличилась на 1,3 процентных пункта, достигнув 5,2%.
Согласно рейтингу Infoline e-grocery Russia TOP, лидером остается сервис «Самокат», увеличивший оборот на 96,5% по сравнению с первым кварталом 2023 года, до 62,8 млрд рублей с учетом промо и бонусов. «СберМаркет» также показал значительный рост оборота — на 68,7% год к году, до 56,5 млрд рублей.
На втором месте рейтинга находятся диджитал-сервисы X5 Group («Перекрёсток», «Пятёрочка Доставка» и «Впрок»), которые продемонстрировали высокие темпы роста продаж, особенно в регионах. Оборот X5 Digital вырос на 81% по сравнению с первым кварталом 2023 года и составил 50,6 млрд рублей.
Третье место занимает «ВкусВилл», увеличивший онлайн-продажи на 47,9% год к году, до 46,6 млрд рублей. Четвертое место заняли ритейл-активы «Яндекса» («Яндекс Лавка» и «Яндекс Маркет» для категории Food). Они поднялись на две позиции по сравнению с четвертым кварталом 2023 года, увеличив оборот на 66% до 31 млрд рублей.
Замыкает пятерку онлайн-ритейлер Wildberries, потерявший одну позицию по сравнению с прошлым кварталом. Онлайн-продажи продовольственных товаров на платформе выросли на 36,6% год к году, до 28,4 млрд рублей.
Аналитики Infoline отмечают, что в первом квартале 2024 года усилилось преобладание сегмента экспресс-доставки (до 2 часов) над закупками впрок, плановой доставкой в заданный временной интервал и самовывозом. Оборот в сегменте экспресс-доставки вырос год к году на 66%, в то время как сегмент доставки впрок, плановой доставки и самовывоза увеличился на 37%.
Рост сегмента доставки впрок, плановой доставки и самовывоза обеспечивается в первую очередь маркетплейсами, а также высокой долей продаж «СберМаркета». Доля маркетплейсов в этом сегменте выросла на 4 процентных пункта до 54%, а доля «СберМаркета» — на 1,3 процентных пункта, до 31%. Доля других игроков (ритейлеров и поставщиков FMCG) сократилась на 5,3 процентных пункта до 15%.
Согласно данным Data Insight, сегмент продовольственных товаров в первом квартале 2024 года вырос на 40% в заказах, достигнув 185 млн, и на 58% в денежном выражении, до 293 млрд рублей. Доля онлайн-продаж в общем объеме розничных продаж осталась небольшой — 5,2%, но этот показатель оказался на 1,3 процентных пункта выше, чем годом ранее.