Россияне связывают ухудшение мотивации и концентрации, а также профессиональное выгорание с чрезмерным количеством рабочих чатов. Кроме того, они выражают неготовность использовать чат-боты для деловой переписки. Такие данные представлены в исследовании, проведенном сервисом по управлению здоровьем Budu и онлайн-платформой для поиска работы hh.ru. Опрос охватил 1660 россиян в возрасте от 18 до 60 лет из восьми регионов страны, о чем они поделились с изданием Inc.
Выяснилось, что 35% опрошенных постоянно участвуют в 2-3 рабочих чатах, 22% — в 5-6 чатах, а 18% имеют более 10 рабочих чатов. При этом 21% участников тратят на общение с коллегами 1-2 часа в день, а 13% занимаются этим 3-5 часов. Еще 18% отметили, что переписка забирает все их рабочее время.
«Часто групповые чаты функционируют так, что поток сообщений не прерывается. Это вызывает опасения утраты важной информации. Если у человека активированы звуковые уведомления, это усиливает внутреннюю тревогу и может стать причиной эмоционального перенапряжения», — объясняет клинический психолог Budu Кристина Ивкова.
Ивкова советует обсудить с коллегами правила общения в чатах, например, не разделять одну мысль на несколько сообщений и структурировать информацию перед отправкой. По ее словам, это может помочь уменьшить стресс.
Интересно, что среди работников в возрасте 45-55 лет 48% готовы отвечать на сообщения коллег в выходные и вне рабочего времени, в то время как среди молодежи до 24 лет таких только 35%.
Сотрудники из области науки и образования (52%), продаж (51%), высшего менеджмента (46%), логистики и HR (44% каждая) проводят в рабочих чатах больше времени, чем представители других профессий. В то же время, юристы и бухгалтеры редко общаются с коллегами после работы.
26% участников признались, что корпоративные чаты часто мешают работе и становятся источником стресса. Среди причин они выделили непродуктивные обсуждения (51%), нечеткие задачи и требования (39%), сообщения в нерабочее время (31%) и обилие сообщений (30%). Каждый пятый отметил проблему с голосовыми сообщениями и уведомлениями (24%).
47% опрошенных связывают стресс из-за рабочих чатов с отсутствием мотивации и выгоранием, 45% утверждают, что это снижает концентрацию и внимание, а 34% страдают от общей усталости. 26% испытывают повышенную тревожность и сталкиваются с паническими атаками, 18% жалуются на бессонницу.
Кристина Ивкова добавляет, что информационный стресс часто возникает у людей, работающих с большими объемами данных. Она советует фильтровать сообщения и расставлять приоритеты для снижения стресса.
Более трети россиян (39%) считают, что отключение уведомлений в нерабочее время может помочь снизить стресс от рабочих чатов, 37% предлагают ограничить количество сообщений, а 19% полагают, что короткие звонки могли бы заменить переписку.
Тем не менее, большинство (78%) не готовы доверить общение в корпоративных чатах искусственному интеллекту, хотя 22% открыты для таких нововведений. 39% респондентов готовы поручить чат-боту лишь нейтральные ответы, 27% хотели бы, чтобы бот общался за них в нерабочее время, а 21% разрешили бы ИИ отвечать на вежливые обращения.
Unisender, российский сервис для автоматизации email-рассылок и чат-ботов, недавно представил редактор, который ускоряет работу с письмами на 300%, включая текстовые и графические инструменты. Представители компании заявляют, что это первый такой сервис в России.