В 2023 году объем рынка франчайзинга в России вырос на 14,5% по сравнению с 2022 годом, достигнув отметки в 3,18 трлн рублей. Как сообщает Forbes, ссылаясь на руководителя Franshiza.ru Анну Рождественскую, у большинства участников рынка не только увеличился средний чек, но и возросло число сделок.
За прошедший год появилось 320 новых франшизных проектов, в то время как около 130 закрылись. В 2024 году среди 30 самых прибыльных франшизных предприятий насчитывается 12 новичков, включая такие бренды, как торговая сеть «Пятерочка», студия балета и растяжки Levita, а также ювелирные магазины Sokolov.
В 2023 году у 69% российских компаний, работающих по франчайзингу, выросли как прибыль, так и количество партнерских предприятий. Один из лидеров по расширению сети среди российских компаний, отмечаемый рейтингом Forbes в течение нескольких лет подряд, — маркетплейс Ozon, который увеличил количество пунктов выдачи заказов на 20 тысяч с мая 2023 по май 2024 года. Wildberries также продемонстрировал рост, увеличив количество пунктов на около 10 тысяч.
Рост рынка также стимулируется сектором общественного питания, особенно популярны кофейни-пекарни. Важным трендом становится направленность на узкие ниши в образовании, медицине и досуге, с активным развитием сетей логопедических центров и центров финансовой грамотности. Внутренний туризм также способствует росту спроса на франшизы небольших отелей и хостелов.
Ранее сообщалось, что предложение спортивных франшиз выросло на 37% за год, достигнув 138 проектов, включая девять фитнес-центров и специализированные студии.
3.5