Согласно новому исследованию, углеродный след частных самолетов увеличился на 46% с 2019 по 2023 год, и если не будут введены меры регулирования, этот тренд продолжит набирать обороты. Отчет также показал, что выбросы углекислого газа от частной авиации достигают пика летом в Европе и во время крупных международных мероприятий, таких как Чемпионат мира, Каннский кинофестиваль и климатические саммиты ООН.
Частные самолеты, ставшие популярным средством передвижения для состоятельных людей и знаменитостей, являются одним из самых энергозатратных видов транспорта и часто подвергаются критике со стороны экологических активистов. Исследование, проведенное учеными из Швеции, Дании и Германии, показало, что в 2023 году на долю частной авиации пришлось 15,6 млн тонн углекислого газа. Это менее 2% от общего объема выбросов углерода, происходящих от коммерческой авиации. Однако, несмотря на небольшую долю в глобальных выбросах, частные самолеты обслуживают всего 256 тыс. человек, что составляет примерно 0,003% от взрослого населения Земли. Это приводит к значительно более высоким выбросам на одного пассажира по сравнению с коммерческими рейсами.
Исследователи проанализировали данные о 18 миллионах индивидуальных чартерных рейсов, выполненных в период с 2019 по 2023 год, что охватывает большую часть мировой частной авиационной деятельности. Результаты показали, что около половины этих рейсов составляют расстояния менее 500 км, причем многие из них выполняются не для перевозки пассажиров, а для доставки грузов. Также отмечено, что частные самолеты часто используются вместо автомобилей, что позволяет сэкономить время и повысить удобство передвижения.
«Анализ показывает, что лица, использующие частную авиацию, выбрасывают гораздо больше углерода, чем среднестатистический человек», — заявили исследователи. Примерно две трети всех частных самолетов в мире зарегистрированы в США, а средний пассажир имеет личное состояние около $123 млн.
В 2023 году многие частные рейсы были связаны с крупными мероприятиями, такими как Суперкубок, Всемирный экономический форум в Давосе и климатическая конференция COP28 в Дубае. Эти события способствовали росту числа частных рейсов, что, по мнению исследователей, привело к заметным выбросам углекислого газа. Также была зафиксирована «сезонная тенденция», показывающая рост популярности курортов, таких как Ибица и Ницца, особенно летом, когда число частных перелетов возрастает в выходные дни.
Прогнозы показывают, что рынок частной авиации продолжит расти, и к 2033 году количество частных самолетов может увеличиться на треть, что сделает этот сектор еще более значимым источником выбросов CO2.
«Поскольку использование экологически чистого авиационного топлива остается ограниченным, а большинство владельцев частных самолетов не планируют переходить на его использование в ближайшее время, необходимы меры регулирования этого сектора», — утверждают авторы исследования. Они подчеркивают, что частные авиаперелеты также поднимают важные политические вопросы, связанные с влиянием состоятельных людей, поскольку политики часто избегают обсуждения проблем, касающихся верхнего социального слоя.
В последние годы улавливание углерода из атмосферы рассматривалось как возможное решение климатического кризиса. Однако теперь стартап из Исландии внедряет новый метод, который направлен на удаление углерода из морской воды.