В 2024 году компании пересмотрели подход к ассортименту продукции и сократили его, чтобы повысить прибыльность. Это контрастирует с многолетними усилиями производителей предоставить покупателям широкий выбор, благодаря которым полки были заполнены разнообразными версиями одного и того же товара, сообщает CNN.
Ранее бренды стремились увеличивать ассортимент, чтобы занять больше места на полках и оперативно откликаться на изменения в потребительских предпочтениях. Однако пандемия 2020 года изменила эту тенденцию: спрос покупателей резко вырос, в то время как глобальные цепочки поставок испытали серьезные сбои. В этих условиях компании начали делать упор на выпуск самых востребованных товаров и сократили нишевые предложения, реализуя стратегию «рационализации SKU» (оптимизации ассортимента).
Сейчас сокращение ассортимента обусловлено падением объёмов продаж, так как с 2020 года цены на продукты питания увеличились примерно на 26%. При невозможности дальнейшего повышения цен, чтобы не потерять потребителей, бренды стремятся сохранить прибыль за счет отказа от менее востребованных товаров, объясняет Роб Уилсон, управляющий директор L.E.K. Consulting. Чем шире ассортимент бренда, тем выше расходы на логистику и реализацию, поэтому его сокращение позволяет компаниям оптимизировать затраты на рекламу, дистрибуцию и продажи, сосредоточив ресурсы на ключевых продуктах.
Так, компания Levi’s сократила линейку одежды на 15% в этом году. Dollar General убрал с полок примерно 10% своих товаров, а Hasbro уменьшил ассортимент игрушек почти на половину, при этом данные позиции обеспечивали всего 2% выручки. Аналогичный подход применили такие компании, как Starbucks, Under Armour, Five Below и Hain Celestial, отмечая, что уменьшение выбора может облегчить потребителям процесс принятия решений. «Иногда дополнительный выбор не имеет смысла», — заметил генеральный директор BJ’s Wholesale Club Боб Эдди.
Однако сокращение ассортимента несет определенные риски. Покупатели, привязанные к конкретным версиям товаров, могут разочароваться и уйти к конкурентам, а сами сокращения могут вызвать напряженность с ретейлерами, которые хотят видеть в наличии наиболее популярные продукты.
История знает примеры неудачного сокращения ассортимента. Так, в 2009 году Walmart убрал с полок тысячи товаров, рассчитывая упростить выбор для покупателей. Однако результат оказался обратным: клиенты, не найдя привычных товаров, начали уходить из сети. В итоге через два года Walmart вернул около 8,5 тыс. товаров с отметкой «It’s Back».
На российском рынке после ухода IKEA наблюдается аналогичная тенденция. До 2022 года около 25% продаж на розничном мебельном рынке приходилось на эту шведскую компанию, и примерно 70% от этого объема было перераспределено между другими игроками. Тем не менее, пока полностью заменить IKEA не удалось, и отечественные производители стараются удержать клиентов, открывая магазины в схожем формате и развивая онлайн-каналы продаж.