До 2022 года около четверти розничных продаж мебели в России приходилось на шведский бренд IKEA. После его ухода около 70% этих продаж были перераспределены между другими игроками рынка, однако полностью заменить IKEA пока никому не удалось. Компании стараются привлечь покупателей, открывая магазины аналогичного формата и развивая онлайн-каналы, сообщает «Коммерсантъ».
Эксперты сервиса Rerooms полагают, что главной причиной, по которой никто не смог занять нишу IKEA, является отсутствие крупных мебельных центров. Площадь всех 14 магазинов IKEA в России достигала 400 тысяч кв. м, а каждый магазин занимал в среднем 30 тысяч кв. м. Для воспроизведения таких форматов необходимы серьезные инвестиции, которые российские компании не могут себе позволить.
Некоторые компании, такие как «Лемана Про» (бывший «Леруа Мерлен») и СТД «Петрович», уже предлагают аналогичные форматы. У компании Askona открыто два мебельных гипермаркета по принципу лабиринта. Развивать крупный формат магазинов также пытаются «Нонтон» в Санкт-Петербурге и Hoff в Красноярске, однако, как отмечает сооснователь Rerooms Дмитрий Борисов, они пока не могут предложить такой же опыт покупок, как IKEA, и привлекли лишь часть ее аудитории.
По прогнозам Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР), в 2024 году отечественные мебельные производители заработают 509,1 млрд руб., выпустив 73,7 млн изделий. Ожидается рост на 14,4% в денежном выражении и на 9,5% в натуральном. Однако это уступает динамике прошлого года, когда было произведено 66,7 млн изделий, что превысило показатели 2022 года на 33%.
В то же время, розничные продажи мебели сокращаются — на 12% в 2023 году и на 3% в 2024 году, по прогнозу T-Data. Несмотря на рост среднего чека, количество покупок снижается. За период с января по сентябрь с 2021 по 2024 год россияне тратили на мебель в среднем 3,5 тыс., 4 тыс., 3,9 тыс. и 4,2 тыс. руб. соответственно, но количество покупок сокращалось: на 12% в 2022 году, на 8% в 2023 году и на 11% в 2024 году.
По данным CORE.XP, в мебельном сегменте появились новые лидеры среди российских компаний, расширивших торговые площади и ассортимент. Среди них Hoff, OBI, «Лемана Про», Askona и «Твой дом». На российский рынок также вышли девять зарубежных брендов из Турции, Беларуси и Италии, тогда как за последние два года его покинул лишь один — российский бренд Arhipoff Home, добавили в департаменте торговой недвижимости Nikoliers.
Продукция IKEA по-прежнему представлена на рынке, причем ей помогают оставаться востребованной маркетинговая активность, а также продвижение на маркетплейсах и в сфере e-commerce, отмечает Алина Фомина, руководитель консалтинга агентства E-Promo. Например, на «Яндекс Маркете» продажи в категории «Мебель» за первые девять месяцев 2024 года выросли более чем на 40% по сравнению с тем же периодом прошлого года, а спрос на товары для дома почти удвоился, что сделало эту категорию одной из самых быстрорастущих.
Востребованными остаются товары экономкласса, не требующие дополнительных услуг — помощи в выборе, замерах и установке. Покупатели в основном выбирают стулья, простые столы и тумбочки, подчеркивает Дмитрий Борисов.
Однако дальнейшему развитию рынка могут препятствовать кадровый дефицит, растущие издержки на продвижение, а также ухудшение условий ипотечного кредитования, предупреждает Фомина. Отмена льготной ипотеки и высокие ставки по рыночным программам уже сказываются на продажах жилья, что также влияет на спрос на мебель, подтверждает Борисов.
Согласно прогнозу Rerooms, в ближайшие годы наиболее устойчивыми окажутся компании в низшем и высшем ценовых сегментах. Рост онлайн-продаж будет обусловлен перераспределением спроса из офлайн-сегмента.
В октябре 2024 года российские застройщики вывели на рынок 4,8 млн кв. м жилья, что на 14% больше, чем в сентябре. В результате объем строящегося жилья в России достиг 119 млн кв. м — рекордного показателя за всю историю наблюдений, отмечают в институте жилищного развития.