23.10.2024

Введение гибкого нормирования парковочных мест: что ждать с 2026 года?

С 2026 года российское правительство планирует ввести гибкое нормирование количества машиномест на участках, предназначенных для многоэтажной застройки. Министерству строительства поручено внести изменения в нормы до декабря 2025 года. Эта информация содержится в дорожной карте Министерства транспорта, уже представленной в правительство, как сообщает издание «Известия». В министерстве уверены, что нововведение поможет снизить нагрузку на транспортную сеть городов. Однако эксперты предупреждают, что спрос на жилье без паркингов может снизиться.

11 октября Минстрой представил дорожную карту с рекомендациями по улучшению парковочных условий в России. В документе обозначены два основных направления работы: внедрение платных паркингов в регионах и одновременное сокращение парковок рядом с многоэтажными жилыми комплексами экономкласса. Эта мера, по мнению специалистов, необходима для развития общественного транспорта и снижения уровня автомобилизации.

К декабрю 2025 года Минстрой, МВД и Минтранс должны подготовить корректировки в нормативные документы для внедрения «гибкого нормирования парковочных мест» рядом с жилыми комплексами. Плотность и геометрические параметры машино-мест будут изменяться в зависимости от объектов капитального строительства и дорожной инфраструктуры. Ожидается, что изменения вступят в силу в 2026 году.

Новые правила позволят застройщикам возводить многоэтажные здания с минимальным количеством парковочных мест. На данный момент действующие нормативы устанавливают зависимость количества машиномест от числа квартир, варьируя эту зависимость в зависимости от региона и типа жилья, как отметил профессор Высшей школы экономики (ВШЭ) и эксперт по градостроительству Михаил Блинкин. В частности, для комплексов экономкласса предусмотрено 0,1 машиноместа на квартиру, тогда как для более дорогого жилья — 1:1. Новый стандарт позволит застройщикам отойти от этих жёстких норм и выбирать количество парковок в зависимости от конкретной ситуации.

Кроме того, до мая 2025 года МВД должно внести изменения в Правила дорожного движения (ПДД), которые запретят стоянку на местах, предназначенных для зарядки электромобилей. Также некоторые виды транспорта будут ограничены в парковке в жилых зонах.

Для управления парковками предлагается создать цифровой реестр парковочных мест и обеспечить его взаимодействие с другими базами данных. Фонд пенсионного и социального страхования будет обязан предоставлять информацию о людях с ограниченными возможностями и зарегистрированном на них транспорте, так как бесплатные места для инвалидов должны быть в каждом общественном месте и контролироваться автоматически с помощью камер. МВД, Росстандарт и Минтранс должны подготовить условия для создания цифрового реестра к ноябрю 2025 года в рамках программы национальной стандартизации.

Дорожная карта также включает инвентаризацию парковочных мест в городах и формирование планов по их развитию. Это позволит обеспечить системный подход к размещению транспортных средств и снизить максимальную нагрузку на дороги муниципальных образований.

«Мы движемся к ситуации, когда владение автомобилем в большом городе становится непозволительной роскошью», — комментирует Михаил Блинкин. «С вводом в эксплуатацию крупных жилых комплексов территория для размещения транспорта на ночь сокращается. Придомовые территории заполняются автомобилями, проезды оказываются заблокированными, что затрудняет проезд экстренных служб».

Стоит отметить, что каждый подземный уровень паркинга значительно увеличивает себестоимость проекта. Для обеспечения 40-этажного жилого комплекса с соотношением одно место на одну квартиру необходимо построить подземный паркинг с аналогичным количеством этажей, поскольку для каждого автомобиля требуется примерно 35–40 кв. м площади с учетом проездов.

«Люди живут в более стеснённых условиях — 20–25 кв. м с учётом общественных пространств», — добавляет Михаил Блинкин. «Платить за парковку, как за квартиру, никто не хочет. В результате многоэтажные или подземные паркинги становятся нерентабельными. Жители не выкупают такие машиноместа и предпочитают оставлять свои автомобили на обочинах и газонах». Исключение составляют дорогие квартиры, где обеспеченность площадью на одного жильца превышает 75 кв. м.

Элина Ханнанова, директор по продажам ГК «Гранель», отмечает, что гибкое нормирование позволит проектировать необходимое количество машиномест и оптимизировать себестоимость. По ее словам, это не повлияет на плотность застройки.

«Давление на автомобилистов в мегаполисах будет расти. Это общемировая тенденция, характерная не только для Москвы, но и для других крупных городов, таких как Лондон и Париж», — говорит автоэксперт Игорь Моржаретто. «Тем не менее это пока только проект, и он будет корректироваться в зависимости от мнения регионов. Каждый город сам решит, будет ли он ограничивать автомобилистов и позволит ли застройщикам сокращать количество парковок».

Оцените статью
ODELAX.RU
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x

Проверить франшизу

Спасибо
Ваша заявка отправлена
Скоро мы свяжемся с Вами