Множество исследований показали, что у многих творческих людей было трудное детство. Многие известные художники связывают свои таланты с тяжелыми переживаниями в детстве, которые стали причиной для создания в их воображении мира, где они могли развивать свои способности. Эти трудности, как правило, сопровождались внутренними переживаниями и стремлением найти выход из ситуации, который в итоге обернулся выдающимися творческими достижениями.
Примеры таких людей многочисленны. Среди них Винсент Ван Гог, Франц Кафка, Эдгар Аллан По, Вирджиния Вулф и Шинейд О’Коннор. Все они пережили тяжелые моменты в детстве, но, несмотря на это, смогли добиться выдающихся успехов в своих творческих областях. Однако стоит отметить, что их талант часто сочетался с проблемами психического здоровья.
Трудности детства сами творцы также осознавали. Например, в биографии Гюстава Флобера, написанной Жаном-Полем Сартром, он изображен как нежеланный ребенок, который воспринимался родителями как умственно отсталый. Название книги «Семейный идиот» отражает значимость этого факта для формирования личности Флобера.
Одно из недавних исследований рассматривает два пути развития творческих способностей. Первый путь — это подражание стабильным и поддерживающим моделям поведения родителей, которые могут вдохновить ребенка на творчество и стремление к самосовершенствованию. Второй путь — это метод борьбы с тревогой, возникающей из-за отсутствия таких положительных примеров.
Дональд Винникотт, в своей ключевой работе 1971 года «Игра и реальность», объяснил, как дети справляются с тревогой, вызванной разлукой с родителями. Они могут найти утешение в «переходных объектах» и действиях, которые временно заменяют любовь и внимание родителей.
Когда разлука с родителями длится долго и становится болезненной, этот механизм адаптации может закрепиться и превратиться в творческий навык. Однако такие дети могут сталкиваться с поведенческими проблемами и трудностями в социальном взаимодействии.
Некоторые исследователи выдвинули теорию, что умеренное пренебрежение со стороны родителей способствует развитию творческих способностей. Но если эта разлука становится чрезмерной, способности начинают угасать, а социальные проблемы становятся более выраженными.
Психолог Мэри Эйнсворт, внимательно наблюдавшая за маленькими детьми, установила, что стиль привязанности формируется к первому году жизни. Это также касается творческих способностей, что подтверждают другие исследования, выявляющие умственные навыки, которые начинают развиваться с раннего возраста.
В современном мире отношения между родителями и детьми становятся все более сложными. Все чаще родители либо не уделяют достаточно внимания своим детям, либо слишком сосредоточены на них. Кроме того, с необходимостью выходить на работу, дети остаются без родительской опеки в раннем возрасте, что также оказывает влияние на их развитие.
В результате современные дети часто ищут внимание и поддержку в других сферах, таких как видеоигры и интернет. Эти параллельные миры становятся для них не только способом развлечения, но и возможностью развить свои творческие навыки. Однако чрезмерная увлеченность такими занятиями может привести к зависимости от технологий, стрессу, тревоге и одиночеству, особенно у подростков.
Трудности в детстве не всегда приводят к негативным последствиям, и взрослые могут активно поддерживать развитие творческих способностей своих детей. Однако эта поддержка не заменяет надлежащего внимания и заботы.
Исследования подчеркивают, что поддержка родителей в ранние годы обучения особенно важна. Тем не менее, часто родители оказываются физически или психологически отдалены от своих детей, что может привести к проблемам с психическим здоровьем. Важно понимать, что основные когнитивные схемы формируются в младенчестве, и позднее вмешательство может быть уже не столь эффективным.
Хорошей новостью является то, что результаты таких исследований помогают выявить и решить проблемы, с которыми сталкиваются дети, а также показывают, насколько важна психологическая поддержка для развития талантов и творческих способностей как у детей, так и у взрослых.
Предыдущее исследование показало, что дети, растущие в условиях умеренно или сильно строгого воспитания, чаще сталкиваются с проблемами в эмоциональной регуляции, имеют низкую самооценку и трудности в отношениях с сверстниками. Они также показывают низкие результаты по шкале просоциального поведения.