В предновогодний период более половины россиян (54%) испытывают наибольший уровень стресса на работе. Исследование, проведенное сервисом психотерапии zigmund.online и Яндекс Маркет, показало, что самыми стрессовыми являются сферы гостеприимства, госслужбы и офлайн-ретейла.
Среди специалистов, которые назвали декабрь самым стрессовым месяцем, большинство работает в сфере туризма и гостиничного бизнеса (79%), на госслужбе (75%) и в розничной торговле (57%). Однако, как отмечают данные Яндекс Маркета, уровень тревоги в ритейле зависит от формата работы. Так, наибольший стресс испытывают сотрудники онлайн-магазинов (78%), далее следуют представители офлайн-точек (52%), а среди продавцов на маркетплейсах лишь 35% считают предновогодний период непростым.
Причинами стресса в декабре, по словам работающих россиян, являются повышенный спрос, планирование следующего года и страх не справиться с ажиотажем. Например, работники туризма и гостиничного бизнеса указывают на увеличение потока клиентов (80%) и нехватку рабочих рук (77%) как главные причины стресса. У большинства госслужащих (94%) стресс связан с необходимостью согласования планов и бюджетов на следующий год. Ретейлеры переживают о возможных проблемах с логистикой (40%) и продажей товарных остатков (26%).
Наименьший уровень стресса в декабре ощущают специалисты в сельском хозяйстве (9%) и в сфере недвижимости (8%). В научных кругах также не зафиксировано напряженности — ни один респондент не отметил декабрь как стрессовый месяц.
Для борьбы с декабрьским стрессом респонденты используют различные методы, такие как грамотный тайм-менеджмент (22% опрошенных), быстрые способы получения дофамина — скроллинг, покупка товаров на маркетплейсах, просмотры коротких видео (12%) и покупки подарков или времяпрепровождение с близкими людьми (10%).
Опрос был проведен в декабре среди 1,3 тыс. россиян.