25.04.2025

Сон как когнитивный ресурс: как режим сна влияет на интеллект подростков

Подростки, которые ложатся спать раньше и спят дольше своих сверстников, демонстрируют более высокие когнитивные способности — к такому выводу пришли нейропсихологи из Кембриджского университета и Университета Фудань. Их масштабное исследование, охватившее более 3 200 подростков, выявило прямую связь между качеством сна, работой мозга и результатами когнитивных тестов.

Чем раньше ко сну — тем выше показатели интеллекта

Данные показали, что даже небольшие различия во времени засыпания и продолжительности сна существенно влияют на работу мозга. Подростки, которые ложились спать раньше других, проводили в сне больше времени и имели наиболее низкую частоту сердечных сокращений ночью, превосходили сверстников по всем параметрам умственных способностей: от словарного запаса до логического мышления и понимания прочитанного.

По словам Барбары Саакян, профессора клинической нейропсихологии Кембриджского университета, сон играет ключевую роль в консолидации памяти и формировании когнитивных функций, особенно в подростковом возрасте, когда мозг проходит критический этап развития.

Структура исследования и ключевые выводы

Участники исследования носили трекеры активности (Fitbit), проходили МРТ-сканирование мозга и выполняли серию когнитивных тестов. Их разделили на три группы по режиму сна:

  • Группа 1 (39%): засыпала поздно и просыпалась рано — в среднем 7 часов 10 минут сна.
  • Группа 2 (24%): спала в среднем 7 часов 21 минуту.
  • Группа 3 (37%): ложилась спать раньше всех, проводила во сне 7 часов 25 минут, имела наименьшую ЧСС во время сна.

Несмотря на схожие академические успехи, группа 3 показала наивысшие результаты по когнитивным тестам и имела большие объемы мозга, подтверждённые результатами МРТ. Группы 2 и 1 следовали с отставанием, соответственно. Эти данные опубликованы в научном журнале Cell Reports.

Сон как фактор интеллектуального потенциала

Авторы исследования подчёркивают: даже разница в 10–15 минут сна в день способна накапливаться и формировать долгосрочные различия в когнитивных возможностях. Эта особенность особенно критична в школьные годы, когда недосыпание учащихся становится нормой — из-за раннего начала учебного дня и «социального джетлага», когда подростки компенсируют дефицит сна по выходным.

Рекомендации: не только сон, но и образ жизни

Профессор Саакян рекомендует подросткам, стремящимся улучшить умственные способности, уделять внимание не только гигиене сна, но и физической активности — она способствует его качеству. Важно также избегать экранного времени перед сном, поскольку гаджеты нарушают естественные циркадные ритмы.

Колин Эспи, профессор медицины сна Оксфордского университета, который не участвовал в исследовании, подчёркивает: чем более развит мозг, тем выше его потребность во сне. И если общество хочет видеть подростков интеллектуально развитыми и психически устойчивыми, необходимо пересматривать подходы к образовательной политике — начиная с включения тематики сна в школьные программы по здоровью и развитию личности.


Вывод: Сон — не просто отдых, а ключевой компонент развития когнитивных способностей в подростковом возрасте. Даже незначительные улучшения режима сна способны дать заметный прирост интеллектуального потенциала, что делает этот фактор стратегически важным для образовательных и социальных программ.

Оцените статью
ODELAX.RU
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x

Проверить франшизу

Спасибо
Ваша заявка отправлена
Скоро мы свяжемся с Вами