Психологи для оценки эмоций часто используют шкалу от 1 до 9, где 1 обозначает самое негативное состояние, а 9 — самое позитивное. В научных исследованиях эмоции классифицируются как положительные или отрицательные, но редко рассматриваются одновременно как таковые. Ученые определяют эмоции как состояния, которые побуждают людей к действиям или, наоборот, отстраняют их от чего-то. Обычно люди воспринимают свои эмоции как положительные или отрицательные.
Например, если человек прогуливается по лесу и сталкивается с медведем, его пульс и дыхание учащаются, вызывая стремление к бегству — реакцию, которая может спасти жизнь. Эта реакция называется страхом. Аналогично, теплые чувства к близким побуждают человека оставаться рядом и развивать отношения, что укрепляет социальные связи.
Такой подход к эмоциям объясняет их эволюцию и влияние на принятие решений. Ученые используют его в качестве руководства для изучения биологических процессов, лежащих в основе эмоций. Однако смешанные чувства не вписываются в эту бинарную модель. Если противоположные биологические механизмы подавляют друг друга, то невозможно испытывать их одновременно.
Основные методы измерения эмоций по-прежнему рассматривают положительные и отрицательные состояния как противоположные. Тем не менее, исследования показывают, что участники часто сообщают о смешанных эмоциях. Например, представители разных культур описывают ностальгию и благоговение как одновременно положительные и отрицательные эмоции.
Одна из исследовательских групп обнаружила, что физиологические реакции добровольцев, такие как частота сердечных сокращений и кожная проводимость, демонстрируют уникальные закономерности во время переживаний, которые одновременно вызывают отвращение и смех. Это указывает на то, что реакции на отвращение и веселье действительно происходят одновременно, создавая нечто новое.
Исследование, в котором для изучения реакции мозга на плоский юмор использовалась функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ), не выявило уникального паттерна мозговой активности для смешанных эмоций. Состояние мозга людей, испытывающих одновременно отвращение и веселье, отражало только отвращение, что не является уникальным для смешанного чувства.
Однако фМРТ-исследования обычно основываются на усреднении активности мозга. Главный вопрос заключается в том, что происходит в мозге с течением времени: испытывают ли люди смешанные эмоции или колеблются между позитивными и негативными.
Возможно, усредненные данные о мозговой активности создают иллюзию одной эмоции, такой как отвращение, упуская важные детали о том, как активность изменяется или остается неизменной от секунды к секунде. Чтобы прояснить этот вопрос, было проведено исследование, направленное на выяснение, связаны ли смешанные эмоции с уникальным состоянием мозга, сохраняющимся с течением времени.
Участники исследования находились в аппарате МРТ и смотрели анимационный короткометражный фильм о том, как молодая девушка, поддерживаемая своим отцом, стремится стать астронавтом. В конце ее отец умирает. После сканирования те же испытуемые пересмотрели видео и отметили моменты, когда испытывали положительные, отрицательные и смешанные эмоции.
Исследование показало, что смешанные эмоции не демонстрируют уникальных последовательных паттернов в таких глубоких областях мозга, как миндалина, которая отвечает за быструю реакцию на эмоционально значимые объекты. Однако в инсулярной коре, соединяющей глубокие области мозга с корой, были замечены последовательные и уникальные паттерны для положительных и отрицательных эмоций, но не для смешанных.
Эти результаты указывают на то, что в миндалине и инсулярной коре положительные и отрицательные эмоции являются взаимоисключающими. Однако в корковых областях, таких как передняя поясная кора, ответственной за обработку противоречий и неопределенности, и вентромедиальная префронтальная кора, играющей важную роль в самоконтроле и сложном мышлении, наблюдаются уникальные закономерности, позволяющие испытывать смешанные эмоции.
Эти участки головного мозга, которые выполняют более сложные функции, похоже, позволяют людям ощущать смешанные эмоции. Передняя поясная и вентромедиальная префронтальная кора интегрируют множество источников информации, что особенно важно для формирования смешанных чувств.
Эти выводы соответствуют тому, что известно о развитии мозга и эмоциональной сфере, и подтверждают, что развитие этих областей мозга приводит к более совершенной эмоциональной регуляции и пониманию. Интересно, что дети начинают осознавать и сообщать о смешанных эмоциях по мере взросления.
Смешанные чувства представляют особый интерес для изучения, так как они могут играть важную роль в значимых жизненных событиях. Иногда они помогают справиться с серьезными переменами и становятся яркими воспоминаниями. Например, вы можете испытывать как положительные, так и отрицательные чувства, когда друзья устраивают большую вечеринку в честь вашего переезда в другой город из-за новой работы вашей мечты.
В других случаях смешанные эмоции могут вызывать постоянные страдания. При расставании с романтическим партнером положительные чувства не исчезнут, и расставание будет сопровождаться определенной болью.
Глубокое понимание смешанных эмоций может помочь людям превратить сильные чувства в воспоминания, способствующие их развитию, а не в тягостные переживания, с которыми они не могут справиться.
В другом исследовании ученые из Дартмута исследовали области мозга, участвующие в регуляции эмоций, и изучили нейрохимические взаимодействия, влияющие на наши эмоциональные реакции. Полученные результаты имеют потенциальные клинические последствия и подчеркивают важность сочетания психологических и фармацевтических подходов в лечении психических заболеваний.