Более половины россиян сталкивались с телефонными мошенниками, и каждый четвертый из них потерял деньги, сообщает «Группа Ренессанс Страхование» по результатам опроса, проведенного среди более 1500 жителей крупных городов в возрасте от 18 до 60 лет. Особенно уязвимыми оказались женщины и молодые люди.
56% опрошенных признались, что не раз сталкивались с телефонными аферистами (18% — один раз, 26% — два раза и 12% — три раза). Почти половина из них (43%) потеряла деньги после таких звонков, а более четверти опрошенных (25%) пострадали несколько раз (17% — один раз, 16% — дважды и 10% — трижды).
Чаще всего жертвами становились женщины, чем мужчины (50% против 37%). Женщины также оказывались более уязвимыми в плане многократных потерь: 36% женщин сталкивались с мошенниками больше одного раза, в то время как среди мужчин этот показатель составил только 18%.
Самой уязвимой возрастной категорией оказались люди в возрасте 24-35 лет, среди которых каждый второй стал жертвой телефонных мошенников. Для сравнения, среди опрошенных в возрасте 18-24 лет и 35-44 лет эта цифра составила 44%, в возрасте 45-54 лет — 39%, а среди тех, кто старше 55 лет, только 27%.
«Мы полагаем, что низкий процент жертв среди людей 55-60 лет объясняется активной информационной работой, направленной на эту возрастную группу, а также тем, что у них часто нет смартфонов с онлайн-банкингом, что затрудняет перевод денег», — объяснил Артем Искра, управляющий директор Департамента массовых видов страхования компании «Ренессанс Страхование».
Интересно, что люди активно предупреждают своих близких о рисках телефонных мошенничеств. Более четверти опрошенных (27%) обсуждают эту тему с родными чаще одного раза в месяц, а 22% — раз в два-три месяца. Еще 18% говорят об этом, когда узнают о новых случаях мошенничества через новости или соцсети. Однако 28% участников опроса заявили, что никогда не поднимали этот вопрос в разговоре с близкими.
В большинстве случаев жертвами становились те, кто потерял несколько десятков тысяч рублей. 15% опрошенных сообщили, что их потери составили более 100 тыс. рублей. Среди них 33% потеряли не более 10 тыс. рублей, 28% — от 10 до 50 тыс. рублей, 25% — от 50 до 100 тыс. рублей, 12% — от 100 до 500 тыс. рублей и 3% — более 500 тыс. рублей.
Примечательно, что почти 45% опрошенных, которые стали жертвами мошенников, до этого были уверены, что смогут распознать обман и избежать его.
Боязнь мошенников — основная причина, по которой более половины россиян (55%) не отвечают на звонки с незнакомых номеров. Среди них 26% подходят к телефону редко, а 28% — никогда. Наряду с этим, навязчивая реклама и предложения кредитов вызывают раздражение, хотя и в меньшей степени. При этом мобильные сервисы, которые могут определять спам-звонки, пользуются популярностью лишь у 35% опрошенных.
Ранее Банк «ВТБ» сообщил о росте активности мошенников перед сезонами распродаж и «черной пятницей», отметив, что доля мошеннических схем может достичь одной трети всех кибератак в ноябре.