По последним данным, полученным учеными из Университета Ватерлоо, мудрость часто рассматривается как умение применять свои знания и рационально мыслить, принимая во внимание чувства и точки зрения других людей. Этот подход к мудрости оказался общим для 12 стран на пяти континентах.
Исследование фокусировалось на критериях, по которым люди оценивают мудрость в различных сферах: от политического лидерства и научных исследований до повседневной жизни. Независимо от культурных различий, участники исследования отметили два основных аспекта мудрости: рефлексивную ориентацию и социально-эмоциональное осознание. Первый аспект включает логическое мышление, контроль над эмоциями и использование знаний. Второй — внимание к чувствам других и учет социального контекста.
Доктор Максим Руднев, ведущий научный сотрудник Университета Ватерлоо и главный автор исследования, отметил: «К нашему удивлению, эти два аспекта обнаружились во всех культурных регионах, которые мы изучали. Оба они напрямую связаны с восприятием мудрости». Данное исследование также раскрывает, как люди из разных стран оценивают, поддерживают и доверяют своим лидерам, учителям и другим влиятельным фигурам. Например, можно рассмотреть восприятие бывшего президента США Дональда Трампа и нынешнего президента Джо Байдена.
Как пояснил доктор Игорь Гроссман, директор Лаборатории мудрости и культуры Университета Ватерлоо: «Хотя оба аспекта мудрости действуют вместе, люди больше связывают мудрость с рефлексивностью. Если человек не способен на осознанное размышление и логическое мышление, то его социально-эмоциональные и моральные качества не могут компенсировать этот недостаток». Это явление стало особенно очевидным после дебатов между Трампом и Байденом на президентских выборах 2024 года, где многие зрители сочли, что Трамп выиграл, несмотря на то, что Байден был воспринят как эмоционально доброжелательный, но интеллектуально недостаточно сильный.
Исследование проводилось консорциумом «География философии», в который вошли 26 исследовательских учреждений из Северной и Южной Америки (Канада, США, Эквадор, Перу), Азии (Китай, Индия, Япония, Южная Корея), Африки (Марокко, ЮАР) и Европы (Словакия). В опросе приняли участие 2 707 человек, представляющих 16 различных социально-экономических и культурных групп. Участники оценивали 10 известных личностей из научного, политического и образовательного сообщества, анализируя их поведение в ситуациях, где не было очевидного правильного или неправильного решения. Затем они должны были оценить мудрость этих людей, а также свою собственную.
Результаты показали, что участники часто считали себя менее мудрыми по сравнению с рассмотренными личностями, особенно в аспекте рефлексивной ориентации, но при этом демонстрировали высокую уверенность в своих социально-эмоциональных способностях. «Это исследование восприятия мудрости на глобальном уровне имеет значительное влияние на лидерство, образовательные процессы и межкультурные взаимодействия», — отметил Руднев. Он также добавил, что это лишь первый шаг к пониманию универсальных принципов восприятия мудрости в различных культурах.
В то же время большинство людей никогда не сталкиваются с необходимостью проходить тест на IQ, хотя подобные тесты, например тест когнитивных способностей (Cat), используются в школах по всему миру для оценки когнитивных навыков учеников. Эти тесты, похожие на тесты IQ, могут вызывать стресс у детей, но научные исследования показывают, что можно улучшить свои результаты в когнитивных тестах вне зависимости от возраста. Однако это не делает человека умнее.