В России с точки зрения числа малых городов, активно развивающих локальные бренды, лидируют Мурманская область, Ханты-Мансийский автономный округ Югра, Вологодская область, Красноярский край и Нижегородская область. Об этом сообщили эксперты выставочного научно-исследовательского центра (ВНИЦ) R&C и Агентства развития Мончегорска, основываясь на исследовании «Коллекция брендов».
По данным официальной статистики, в России насчитывается около 18,5 тыс. муниципальных образований, в том числе малых городов. Одним из актуальных трендов последних лет стало смещение внимания с крупных городов, таких как Москва, в регионы. Продвижение отдельных малых городов и привлечение к ним туристов и инвесторов становятся важной стратегией. Это создает конкуренцию, и города должны выделяться на рынке. Одним из наиболее эффективных способов достижения этой цели является развитие и продвижение собственного бренда, поясняет генеральный директор ВНИЦ R&C Дарья Островская.
Мурманская область занимает первое место среди регионов, активно развивающих бренды малых городов. В этом регионе зарегистрировано пять локальных брендов. Такой акцент на региональные особенности привел к значительному росту турпотока: с 2020 года число туристов в области увеличилось почти в два раза, достигнув 670 тыс. человек.
Мончегорск, один из малых городов области, развивает бренды «Озера вокруг нас» и туристический бренд Visit Imandra. С момента их регистрации в 2022 году турпоток в город увеличился почти в три раза, что связано с развитием событийного туризма и популярностью природных ресурсов. В городе создаются новые сервисы, открываются кафе, а также расширяется список культурных и спортивных мероприятий.
«Развитие бренда города и его признание на туристической карте России положительно сказалось на жизни местных жителей. Многие из них начинают развивать предпринимательскую деятельность, создавая продукты и услуги для туристов. Бизнес-климат города изменился в лучшую сторону: он привлек внимание крупных инвесторов, которые готовы строить в Мончегорске апарт-отели, водно-термальные комплексы, глэмпинг и другие объекты инфраструктуры», — сообщает руководитель направления «Бизнес и инвестиции» Агентства развития Мончегорска Александр Поленков.
Ханты-Мансийский автономный округ Югра занимает второе место, зарегистрировав четыре бренда. Здесь акцент сделан на этнокультурном туризме, который привлекает как российских, так и иностранных туристов, интересующихся культурой ханты и манси. Такой подход способствует сохранению уникального культурного наследия и привлечению инвестиций.
Вологодская область, Красноярский край и Нижегородская область занимают третье, четвертое и пятое места по числу локальных брендов, с тремя брендами в каждом регионе. Вологодская область делает ставку на ремесла и историческое наследие, Красноярский край — на природные достопримечательности и спортивный туризм, а Нижегородская область ориентируется на культурные бренды, связанные с народными промыслами, такими как хохлома.
В России насчитывается около 800 малых городов, и на данный момент только 5% из них имеют свои бренды. Однако наблюдается положительная тенденция: ежегодно появляется в среднем пять новых территориальных брендов. В целях сбора актуальной информации ВНИЦ R&C совместно с Институтом дизайна НИУ ВШЭ запустили исследовательский проект «Коллекция брендов регионов», который на данный момент включает уже 500 объектов и регулярно обновляется.