Лаборатория инноваций в образовании НИУ ВШЭ совместно с образовательным холдингом Ultimate Education поделились с Inc. результатами совместного исследования, в котором выяснили, какие мировые тренды будут определять развитие российского образования в 2025 году.
В опросе приняли участие более 540 респондентов из 16 регионов России, среди которых были новаторы в сфере образования, студенты вузов и 33 эксперта в области образования — учёные, руководители университетов, основатели значимых офлайн- и онлайн-проектов, а также лидеры ведущих edtech-компаний.
В результате исследования были выделены ключевые тенденции, которые были ранжированы от наиболее популярных до наименее востребованных. Среди них — иммерсивный подход в обучении, использование искусственного интеллекта (ИИ) в мультимодальной педагогике, бесконфликтная педагогика, обсуждение этики ИИ с обучающимися и обучение через диалог с ИИ.
«Следовать мировым тенденциям — это не просто стремление быть в тренде, а необходимость для тех, кто хочет участвовать в глобальном образовательном диалоге», — заявила Диана Королева, научный руководитель лаборатории инноваций в образовании НИУ ВШЭ.
Результаты опроса показали, что наибольшее внимание респондентов привлек тренд использования ИИ в мультимодальной педагогике. Его поддержали 55% инноваторов и 30% студентов. Среди инноваторов большинство составляют респонденты с ученой степенью, среди студентов — представители педагогических и экономических специальностей.
Второе место по популярности занял иммерсивный подход к обучению (51% инноваторов и 34% студентов), который включает в себя использование цифровых, интерактивных и ролевых игр, позволяющих изучать материал в контексте культурных и исторических особенностей. Этот тренд оказался менее интересен студентам-математикам (10%), однако среди студентов, изучающих образование, гуманитарные и социальные науки, его поддержали около трети.
Третье место по значимости заняла бесконфликтная педагогика (41% инноваторов и 32% студентов), направленная на создание конструктивной и гармоничной образовательной среды. Такие практики способствуют улучшению отношений между учениками и преподавателями, а также решают межэтнические и межконфессиональные вопросы, способствуя изменению культуры образовательных учреждений. Этот тренд оказался более популярным среди инноваторов женского пола (44%). Среди студентов компромиссы чаще всего искали жители небольших городов с населением до 500 тыс. человек (44%) и жители мегаполисов (26%).
Следующим трендом стала идея обучения через диалог с ИИ, которую отметили 39% инноваторов и 26% студентов, особенно учащиеся экономических (38%) и математических (35%) направлений. Инноваторы из федеральных центров проявили больший интерес к этому направлению (50%), в то время как в сельской местности его поддержали
Наконец, в пятерку самых актуальных трендов вошел диалог с обучающимися об этике ИИ. Эту тему выделили 34% инноваторов и 30% студентов. Интерес к этическим аспектам ИИ был особенно выражен среди жителей мегаполисов, где 42% респондентов считают это важным, в то время как в сельской местности — только 17%. Особенно активно поддержали этот тренд инноваторы среднего возраста (31–45 лет), среди которых 50% высказались за обсуждение этики ИИ.
Кроме того, в исследовании участвовал сервис по поиску работы и подбору персонала «Работа.ру», который также провёл опрос, чтобы выяснить, готовы ли россияне тратить личное время на обучение и какой формат обучения они считают наиболее эффективным.