Исследовательский центр «Позиция» совместно с агентством «Пиархаб» и IT-компанией «EdgeЦентр» провел исследование, чтобы определить, какие источники информации россияне считают основными и насколько им доверяют.
Основные источники новостей
Результаты исследования показали, что россияне чаще всего обращаются к сайтам городских и областных СМИ, общероссийским медиа, федеральным телевизионным новостям и Telegram-каналам. Каждый третий респондент отметил, что именно эти каналы являются для него основными источниками информации о событиях в стране.
На втором месте по популярности оказались локальные Telegram-каналы, группы во «ВКонтакте» и блоги. Их предпочитают 20% опрошенных. Сарафанное радио заняло третье место: каждый шестой россиянин получает информацию от знакомых, друзей или коллег.
Официальные ресурсы органов власти, местного самоуправления, а также локальные телеканалы и радиостанции оказались на четвертой позиции, набрав 8% голосов. Соседские чаты замыкают рейтинг, ими пользуются лишь 4% россиян.
Возрастные предпочтения
Исследование выявило и возрастные особенности потребления новостей. Для респондентов младше 25 лет ключевыми источниками остаются сайты городских и региональных СМИ. Группа в возрасте от 26 до 35 лет чаще выбирает федеральные Telegram-каналы, а россияне старше 36 лет доверяют в первую очередь сайтам федеральных медиа.
Частота потребления новостей
Большинство опрошенных (63%) просматривают новости ежедневно или несколько раз в день. Четверть (26%) предпочитает делать это несколько раз в неделю, а 10% ограничиваются ознакомлением с новостями раз в неделю.
Интересующие темы
В приоритете россиян остаются общероссийские темы — их отмечают 37,6% респондентов. За ними следуют региональные и местные новости (31,4%), а также мировые события (31%).
Уровень доверия к источникам
Опрос показал, что большинство россиян доверяют как федеральным, так и региональным источникам информации. 28,2% склонны верить общероссийским СМИ, 14,3% — федеральным телеканалам. Местные Telegram-каналы и социальные сети заслуживают доверия у 23% участников опроса, а городские и региональные СМИ — у 17%. Местному телевидению и радио доверяют 13% россиян.
В то же время каждый третий респондент (32%) считает, что вероятность столкнуться с ложной или непроверенной информацией выше на крупных федеральных сайтах и Telegram-каналах, чем на локальных ресурсах.
Тенденции потребления новостей
Отмечается, что с января 2024 года россияне стали реже использовать Telegram в качестве основного источника информации. Сократилось и общее число пользователей этой платформы. Аналогичная тенденция наблюдается и в отношении «ВКонтакте» и YouTube.
Это исследование подчеркивает значимость локальных источников и необходимость повышения уровня доверия к ним, особенно в условиях высокой конкуренции информационных платформ.