«Яндекс Образование» совместно с НИУ ВШЭ провели исследование, посвященное факторам, способствующим профессиональному закреплению женщин в IT-сфере. В исследовании приняли участие 415 женщин в возрасте от 25 до 44 лет, работающих в различных областях информационных технологий. Из них 40% имели опыт профессиональной переподготовки, а большинство получали образование или работали в крупных городах-миллионниках. Результаты исследования публикует редакция Inc.
Согласно данным исследования, более половины опрошенных (58%) учились в профильных классах старшей школы, а 61% из них посещали классы с уклоном в IT и физико-математические науки. Кроме того, 66% респонденток занимались дополнительными внеклассными занятиями и участвовали в олимпиадах.
Связь между профильным образованием в детстве и карьерным ростом была очевидной: 82% женщин, занимающих руководящие должности в сфере IT, посещали дополнительные занятия в детстве, в то время как среди тех, кто занимает более низкие должности, таких всего 64%.
Родители 76% опрошенных активно поощряли участие детей во внеклассных мероприятиях и поддерживали их интерес к точным наукам. 75% родителей одобряли участие дочерей в профильных кружках и олимпиадах, а 52% советовали выбрать карьеру в сфере STEM. Большинство (86%) женщин на руководящих должностях отмечают, что семья поддерживала их стремление к дополнительному образованию.
Образовательный опыт, полученный в детстве, формирует у женщин привычку к постоянному саморазвитию. Среди тех, кто в школьные годы посещал дополнительные занятия, 77% продолжают активно заниматься самообразованием, а 90% заявили, что учатся на протяжении всей своей карьеры.
Что касается современных методов самообразования, 72% IT-специалистов предпочитают использовать книги, подкасты и онлайн-курсы. Почти половина опрошенных (48%) также проходят курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Кроме того, 67% женщин считают готовность к постоянному обучению важным фактором своего успеха, 63% подчёркивают важность развития логического и аналитического мышления, 54% акцентируют внимание на интересе к технологиям, а 53% отмечают необходимость гибкости мышления.
В заключение директор Института образования НИУ ВШЭ Евгений Терентьев отметил важность дополнительного образования и профессиональной ориентации в детстве, а также поддержку родителей, что подчеркивает необходимость системного подхода в образовании, направленного как на развитие специализированных, так и универсальных компетенций.
Ранее проведённое исследование показало, что большинство россиян готовы уделять время образованию. Каждый четвёртый готов тратить на учёбу до одного часа в день, а 40% респондентов — два-три часа ежедневно.