Исследования, проведенные в Колледже искусств и наук Университета Майами, показали, что двуязычные дети, включая детей с аутизмом, обладают более развитыми исполнительными функциями и улучшенными способностями к восприятию точек зрения. Исследователи предполагают, что владение двумя языками способствует улучшению когнитивного контроля.
Работа исследовательской группы под руководством Селии Ромеро, аспиранта клинической психологии, и других специалистов, включая профессоров Майкла Алессандри и Люсину Уддин, охватывала 112 детей в возрасте от 7 до 12 лет, среди которых были как типично развивающиеся дети, так и дети с аутизмом. Результаты показали, что двуязычные дети продемонстрировали более сильные навыки исполнительных функций, включая лучший контроль импульсов и улучшенную способность к переключению между задачами по сравнению с одноязычными детьми.
«Наши результаты показали, что многоязычие связано с улучшением исполнительных функций, что, в свою очередь, помогает уменьшить симптомы аутизма», — отметила Линн Перри, ведущий исследователь. Эти результаты важны, поскольку исполнительные функции играют ключевую роль в адаптации детей к школе и повседневной жизни, а также являются основной проблемой для детей с аутизмом.
Исследование также подчеркнуло, что двуязычные дети имеют более развитые навыки восприятия перспективы, то есть способности понимать мысли и точку зрения других людей. Это является важным для детей с аутизмом, у которых часто наблюдаются трудности в социальной коммуникации и восприятии других людей.
Ранее исследования предполагали, что ежедневное переключение между двумя языками может улучшить исполнительный контроль, что известно как «преимущество двуязычия». «Когда человеку приходится переключаться между двумя языками, это развивает способность подавлять один язык, чтобы использовать другой, что усиливает когнитивные функции», — пояснила Люсина Уддин, профессор Калифорнийского университета.
Ромеро начала исследовать это явление, заметив, что многие семьи, имеющие детей с аутизмом, избегают использования родного языка, считая, что это усложнит процесс обучения. «Я хочу, чтобы семьи знали, что изучение второго языка не только не вредно, но и может быть полезным для их детей, независимо от наличия у них нейроразвивающих нарушений», — сказала Ромеро.
Дальнейшие исследования, проводимые в Университетском центре аутизма и связанных с ним нарушений, также направлены на изучение того, как двуязычие влияет на взаимодействие детей со сверстниками и на их социальное развитие. В свою очередь, в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе проводится крупное исследование для более глубокого изучения воздействия многоязычия на развитие мозга у детей с аутизмом.