10.01.2023

Что нового ждет российские школы и университеты

Золотой стандарт

С 1 сентября 2023 года в школах начнет действовать так называемый золотой стандарт знаний. Соответствующие поправки в Закон «Об образовании в РФ» приняла Госдума. Речь о единых федеральных образовательных программах. Это базовая планка, ниже которой школам сползать нельзя.

Что изменится? Появится единый стандарт преподавания по нескольким предметам: русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и основам безопасности жизнедеятельности.

Также министерство просвещения будет формировать государственный заказ на разработку учебников и утверждать авторов.

Как рассказала «РГ» председатель Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова, ранее Закон «Об образовании в Российской Федерации» описывал учебную школьную программу как примерную, рекомендательную. Это часто вызывало разночтения. Скажем, при переезде семьи в новый город, при переходе в новую школу ребенок зачастую сталкивался с абсолютно новыми «вводными». Теперь по всей России детям будут давать одинаковые знания.

Класс на марше

Также с 1 сентября 2023 года в российских вузах и школах планируется ввести основы военной подготовки. Как все будет?

Модуль для вузов разработан министерством науки и высшего образования совместно с министерством обороны и предназначается для программ бакалавриата и специалитета. Зачем? «Для формирования универсальной компетенции… создавать и поддерживать… безопасные условия жизнедеятельности», — пояснили в минобрнауки. В министерстве уточнили: университеты сами разрабатывают образовательные программы и распределяют дисциплины по курсам, поэтому и решение о включении модуля в программу на том или ином курсе вуз принимает самостоятельно.

С 1 сентября 2023 года в школах начнет действовать так называемый золотой стандарт — по всей России детям будут давать одинаковые знания

А что в школах? Минпросвещения в конце прошлого года утвердило федеральную программу школьного образования для 10-11 классов, где представлено два варианта курса ОБЖ. Один — базовый и содержит привычные разделы по безопасности в быту, на транспорте и другие. В другом есть модуль «Элементы начальной военной подготовки». Старшеклассников научат обращаться с автоматом Калашникова и ручными осколочными гранатами, надевать противогаз, маршировать в строю, оказывать первую медицинскую помощь.

Как сообщили «РГ» в минпросвещения, каждая школа сможет самостоятельно выбрать более подходящий для себя вариант.

По местам

В 2023 году на бюджетные места в вузы смогут поступить свыше 590 тысяч человек. Более 73 процентов мест распределено в вузы регионов. В лидерах по количеству мест — инженерные и технические направления, педагогические науки, общественные и медицинские направления.

Больше всего мест выделено на программы бакалавриата — более 334 тысяч, на магистратуру — почти 123,5 тысячи, на специалитет — около 84 тысяч мест. В ординатуру на бюджет смогут попасть 19,6 тысячи человек, в аспирантуру — 17, 8 тысячи.

Кстати, меняется график распределения и утверждения контрольных цифр приема в вузы. Напомним, до сих пор минобрнауки делало это c запасом в год: так, места на 2023/24 учебный год утвердили еще весной 2022-го. Теперь цифры приема будут утверждаться прямо в год проведения приемной кампании. Так, распределение бюджетных мест на 2024/25 учебный год состоится в январе — феврале 2024 года. Как пояснили в министерстве, прежняя схема уже не способна обеспечить оперативное реагирование на изменяющуюся ситуацию и удовлетворить вновь появившуюся кадровую потребность экономики страны в квалифицированных кадрах.

Цифра в помощь

С 1 января 2023 года школы и колледжи должны использовать в образовательном процессе только государственные информационные системы. Это регламентировано поправками, которые были внесены два года назад в Федеральный закон «Об образовании в РФ».

Для учебных заведений подготовлена федеральная государственная информационная система (ФГИС) «Моя школа» — инструмент в помощь учителю, родителю, ученику. Она служит дополнением традиционной системе образования и не должна заменить личное общение. В пятнадцати регионах уже протестировали новинку. Сегодня в «Моей школе» уже доступны личные кабинеты, библиотека верифицированного образовательного контента, тестирующая подсистема, «облако» для хранения данных, редактирование документов и другие сервисы. В библиотеке цифровых образовательных материалов — более 6,5 тысячи единиц контента.

Урок или блог?

Ученые Института образования ВШЭ и специалисты Росатома опросили экспертов, школьников, студентов о мировых трендах в образовании на 2023 год и их важности для образования российского.

— Сфера образования традиционно считается довольно консервативной, но сегодня мы приспосабливаемся к жизни в условиях высокой неопределенности и постоянных изменений, — отмечает заведующая Лабораторией инноваций в образовании ВШЭ Диана Королева. — В этих условиях важно вовремя заметить набирающие силу тенденции, соизмерить их со своими целями и ресурсами.

В ходе опроса выяснилось: в наступившем году будет набирать обороты гибридное обучение — совмещение очных форматов с дистанционными элементами и цифровыми технологиями. Отметим, правда, что актуален этот тренд в большей степени для городских школ и крупных мегаполисов, где нет проблем с доступом в Сеть.

Еще один тренд — микропрограммы и мини-курсы. Например, в программировании, юриспруденции или психологии короткие и емкие учебные программы популярны уже давно. По мнению экспертов, тренд подхватят и некоторые другие направления. Главное, помнить: короткие курсы во многих сферах не смогут заменить полноценное длительное профессиональное обучение.

Третий тренд — совмещение учебы с практикой. Сегодня и школы, и вузы активно работают над тем, чтобы дети не только знали, но и умели полученные знания использовать в жизни. В профильных классах школ знакомят с основами будущей профессии, студенты проходят практику в реальных лабораториях на предприятиях.

Также эксперты отметили важность образовательного контента в популярных у молодежи соцсетях. Жанр «обучение+развлечение» может восполнять пробелы формального образования и даже повышать мотивацию к учебе. В топ-5 трендов в образовании попало и автономное обучение — когда ученик не просто получает знания, но берет на себя основную часть ответственности за результат. Сам планирует образовательную траекторию, сам ставит цели и принимает решения с учетом требований учителя. Задача учителя здесь — помочь приобрести полезные учебные привычки, научить учиться.

Что нового ждет российские школы и университеты

Владимир Зернов, председатель Ассоциации негосударственных вузов России, ректор Российского нового университета:

— Что ждать вузам в 2023-м? Хотелось бы, чтобы появились сквозные учебные планы, особенно в обучении информационным технологиям. Сейчас крайне сложно перевестись с IT-направления из одного вуза в другой, а с 3-го курса вообще почти нереально.

Вузы надеются, что не будет увеличиваться количество мониторингов, проводимых министерством. Сейчас это количество приближается к сотне. Многовато. Университеты работают не столько на реальные показатели эффективности и качества, сколько на отчетность. А хотелось бы наоборот.

Что планировать вузам? Прежде всего — увеличение количества иностранных обучающихся с Востока, Юго-Востока и других стран. Весь мир, кроме Европы и Северной Америки, относится к России позитивно. Надо активно развивать это направление.

В числе задач на ближайшее будущее — качество образовательного контента, содержания образования. Наш уровень должен быть настолько высок, чтобы в российские вузы шли абитуриенты из других стран, а российские студенты активнее интересовались обучением в России, а не за рубежом. Опыт неопровержимо свидетельствует: зачастую качество обучения в ведущих вузах нашей страны существенно выше, чем в университетах — лидерах престижных мировых рейтингов.

Источник
Оцените статью
ODELAX.RU
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x

Проверить франшизу

Спасибо
Ваша заявка отправлена
Скоро мы свяжемся с Вами