10.01.2023

Алексей Герман: Самая главная идея, которая могла бы объединить сегодняшних подростков, — воспитание человеческого капитала

В канун Нового года было объявлено о создании новой детской организации «Движение первых». Само название отсылает к пионерам. А возможно ли во второй раз войти в эту воду? Есть ли смысл объединяться в эпоху талантливых одиночек? И какова опасность получить очередной дежурный проект? Об этом наш разговор с кинорежиссером Алексеем Германом.Знаменитый фильм Элема Климова - не только про жизнь детей, но про все болезни, которыми болело тогдашнее общество. / Мосфильм

Знаменитый фильм Элема Климова — не только про жизнь детей, но про все болезни, которыми болело тогдашнее общество. / Мосфильм

Вы были пионером? Что запомнилось?

Алексей Герман: Я довольно неплохо помню закат СССР и конец пионерской истории. Тогда это все было, в общем-то, уже лишено смысла. Бесконечные линейки. Спекулирование на подвиге привело к тому, что все вокруг стало подвигом. Отнести свою тарелку в столовую — подвиг, экономить хлеб — подвиг… Произошло самое страшное, что может быть в работе с детьми, — забюрократизированность. К концу 80-х у пионерии отсутствовала цель…

А какая цель должна быть у детей?

Алексей Герман: Мне кажется, что смысл любой детской организации может состоять в следующем. Во-первых, социальная поддержка и помощь ребятам из непростых семей. Во-вторых, вовлечение в здоровый образ жизни. Вот я человек, который много курит и не занимается спортом. Признаюсь: очень завидую людям, которые приучены ходить в зал или бассейн, бегать в парке. Когда в 46 лет все болит, ты начинаешь задумываться, почему ж в 12 лет не занимался? Почему нет этой привычки? А привычки такие вырабатываются в детстве в кругу друзей или единомышленников.

Если бы пришлось делать фильм о молодых, главным героем был бы человек, который чего-то очень хочет и пытается достичь. Все остальное — не важно

Но самая главная идея, которая могла бы объединить сегодняшних подростков, — воспитание человеческого капитала. Мы живем в экономике умных во времена, когда «первыми» становятся люди с интеллектом. И путь развития страны определяет количество сложно мыслящих людей в разных областях — в науке, искусстве, где угодно… Но заниматься этим должны люди не по разнарядке, а те, кто понимает, как работают инновации, как развивать сложное мультидисциплинарное мышление…

То есть пионервожатым должен быть крутой айтишник?

Алексей Герман: Не знаю. Я вообще не уверен, что нужны пионервожатые, что надо копировать прошлое. Люди, которым можно доверить детей, а значит, и наше будущее, должны быть крайне компетентны. Чтобы не получилось так, что какой-нибудь условный завуч по воспитательной работе требовал от новых пионеров изучения языка бейсик или чего-то более древнего. И вообще говорил с ними о том, чего не понимает.

Это, видимо, должна быть гибкая и адекватная времени система инновационных кластеров со своими учеными и попечительскими советами. И очень важно, с работающим социальным лифтом, иначе все может уйти в очередную болтологию. Всем же ясно — для того чтобы наращивать вдумчивый, компетентный и активный человеческий капитал, нужен интеллектуальный прорыв и даже слом. Не должно быть такого, что огромное количество талантливой молодежи просто уезжает, потому что не чувствует возможности самореализации. А если все будут собираться, чтобы повязывать друг другу галстуки, будет очень мило, но бессмысленно.

Мозги должны продуцировать новые мозги. Желательно в большем количестве, по экспоненте. Особенно, мне кажется, это важно для регионов, где есть экономические и социальные сложности.

Но за повязыванием, как вы говорите, галстуков стоят и серьезные разговоры по душам о важнейших в воспитании гражданина вещах: патриотизме, добре, справедливости, порядочности, в конце концов. А экономика иногда бывает очень непорядочной.

Алексей Герман: Я и сам за доброту. За взаимопомощь. За честность. За сострадание. За упорную работу. За межнациональный мир. Но вот в чем проблема: об этом очень много говорили на пионерских сборах, а когда рухнул Советский Союз, все закончилось страшным бандитизмом и агрессией в обществе. Куда-то вся мораль исчезла.

Нам кажется, если, сидя в уютных кабинетах, мы будем внушать молодежи: будь другом, будь добрым, будь таким или сяким, она послушается. Ей нужен интерес и драйв. В конце концов Советский Союз развалился потому, что базис состоял из унылых городов и серого будущего. Все остальное — надстройки.

Я думаю, что найти правильные слова для молодого поколения может только молодое поколение. Мы не понимаем тех, кто на пять лет нас младше, на десять. Они другие. У них другие привычки, другое ощущение личного комфорта, предназначения и обустройства своей жизни. Поэтому нельзя говорить с людьми XXI века на языке XIX века и даже конца XX. И от того, найдется ли у нас кто-то, кто сможет найти эти слова XXI века, и зависит, не станет ли новая детская организация мертворожденным проектом.

Да уж хотелось бы избегать в таких разговорах «проектов», «акций», «инициатив», «реализаций» и других чиновничьих слов…

Алексей Герман: Идеология страны не про то, что мы очень хорошие, добрые и лучше всех. А про то, как занять свое место в профессии, как жить здесь и сейчас интересной насыщенной жизнью. Как развиваться, чувствуя органическую связь со своей страной, историей и с народом. А народ, по чьему-то меткому выражению, это и есть общая судьба. Вот что должно быть сформулировано.

Невозможно доказать человеку в 18 лет, что условный Лос-Анджелес хуже, чем Челябинск или какой-то другой город. Лучше доказывать, что Нижний Новгород круче Чикаго, потому что там комфортнее жить и работать, интереснее реализовываться. Идти от позитивной повестки. Не потому, что «они» плохие, а «мы» хорошие. Нет, так не работает. Это конкурентная среда, среда интернета и мгновенной связи. Вы можете включить веб-камеру и увидеть, что происходит за 10 тысяч километров. Поэтому слова, которыми мы должны говорить с новым поколением, должны быть реальными, а не выдуманными. Ведь все легко проверить, мир открыт.

Любое движение — это все-таки про коллектив. Молодежь любит быть в команде, в субкультуре, в модных сообществах. Но современным миром правят успешные одиночки. Как преодолеть этот диссонанс?

Алексей Герман: Коллектив, конечно, нужен взрослеющему человеку. Но мир действительно становится более индивидуальным. Мы живем в эпоху других технологий. И насколько нам пригодится коллективизм, скопированный из прошлого, большой вопрос. Важно стимулировать инициативу, стимулировать людей для достижения целей. А дальше, если захотят они делать свое дело в коллективе, сами как-то организуются. Не надо вычеркивать мировой опыт только потому, что нам что-то не нравится. Вы же не будете условного Стива Джобса или Билла Гейтса заставлять петь хором? Наверное, они споют, и неплохо. Но кому это интересно? Необходимо помочь их появлению — это важнее, на мой взгляд. А лозунгами говорить легко.

Вам не кажется, что пионерию и комсомол можно поблагодарить уже за то, что они растили карьеристов, которые потом стали первыми успешными бизнесменами?

Алексей Герман: Это правда. Мы знаем очень успешные истории людей, которые вышли из комсомола. И состояния потом сколотили, вопрос «как?» оставим за скобками. Но этого мало для успешного развития страны. Нам нужны талантливые фермеры, ученые. Преподаватели, которые потом станут директорами школ. Талантливые инженеры, которые вырастут в директоров заводов или откроют свои собственные производства. И летчики талантливые, и конструкторы. Это цель страны на ближайшие 25 лет. Если мы не перейдем в новый технологический уклад с новым способом и скоростью научного развития, мы рассосемся, рассыплемся по миру… А я не хочу, чтобы мы рассасывались. Проблема в том, чтобы найти применение внутри страны молодому поколению, где очень много талантливых людей. Не будут они слушать бубнеж про какие-то лозунги. Их интересует своя судьба.

Был такой великолепный фильм Элема Климова «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Вроде бы про жизнь детей в пионерском лагере, а на самом деле про все болезни, которыми болело тогдашнее общество. Вы хотели бы снять про современных пионеров?

Алексей Герман: Я не думаю, что это сейчас возможно. Слишком время другое. Горизонтальные коммуникации гораздо более глубоко проникли в нашу жизнь. Я вообще не уверен, что возможны повторы на новом историческом этапе. И мне кажется, что такие вещи должны молодые режиссеры снимать. Кстати, это был дипломный фильм Элема Климова. Если бы вдруг мне пришлось делать фильм о молодых, главным героем был бы человек, который чего-то очень хочет и пытается этого достичь. Все остальное, в том числе, профессия, не важно.

Источник
Оцените статью
ODELAX.RU
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x

Проверить франшизу

Спасибо
Ваша заявка отправлена
Скоро мы свяжемся с Вами