Tesla объявила о масштабном отзыве Cybertruck в США из-за конструкционного дефекта, связанного с возможным отсоединением наружной панели кузова во время движения. Проблема затрагивает более 46 тысяч автомобилей, произведенных с ноября 2023 года по 27 февраля 2024 года, что фактически охватывает почти весь тираж модели. Информация об отзыве была представлена в Национальную администрацию безопасности дорожного движения США (NHTSA).
Серия проблем: Cybertruck и репутационные риски
Этот отзыв стал уже восьмым по счету для внедорожника с января 2024 года. Хотя Tesla не раскрывает данные о продажах Cybertruck, аналитики считают, что большая часть выпущенных автомобилей попала под этот отзыв.
Cybertruck, несмотря на высокий интерес на старте, постепенно теряет популярность. Спрос на модель заметно снизился к концу 2023 года, и теперь она уступает более востребованным Model 3 и Model Y. В общей сложности Tesla реализовала 1,79 млн автомобилей в 2024 году, однако основную часть продаж обеспечили именно эти массовые модели.
Tesla лидирует по количеству отзывов автомобилей в США — только в прошлом году под сервисные кампании попало 5,1 млн машин (по данным BizzyCar). При этом большинство дефектов устранялись обновлением программного обеспечения, но в случае с Cybertruck проблема носит механический характер, что требует более сложного ремонта.
Финансовые и рыночные последствия
На фоне череды отзывов и проблем с модельным рядом акции Tesla потеряли около 50% стоимости с начала 2024 года. Давление на компанию усиливается не только из-за растущей конкуренции со стороны китайских и американских автопроизводителей, но и из-за негативного восприятия политической деятельности Илона Маска.
В частности, Маск возглавляет Департамент эффективности правительства США, который занимается сокращением государственных расходов, что вызвало протесты среди граждан. В результате по всей стране прошла акция Tesla Takedown, в рамках которой потребители выражали недовольство политикой компании.
Аналитики Edmunds фиксируют увеличение числа автомобилей Tesla, сдаваемых в трейд-ин. В первой половине марта 1,4% всех автомобилей, принятых по программе обмена, составляли модели Tesla 2017 года и новее — это более чем в три раза превышает показатель марта 2023 года (0,4%).
Будущее Tesla: что ждать дальше?
Снижение лояльности клиентов, массовые протесты и ошибки в новых моделях могут ослабить позиции Tesla в ближайшие месяцы. Стоимость подержанных электромобилей Tesla уже снижается, а аналитики ожидают дальнейшего падения цен, сравнимого с тенденцией, наблюдаемой у Ford, Kia и Hyundai.
Несмотря на то, что отзыв Cybertruck не окажет значительного влияния на финансовые показатели компании в первом квартале, так как объем продаж модели остается небольшим, он подчеркивает системные проблемы Tesla, включая качество производства, стратегию развития и управление репутацией.
Эксперты сходятся во мнении, что Tesla сейчас переживает один из самых сложных периодов за последние годы, и дальнейшее развитие событий будет зависеть от способности компании удерживать существующих клиентов и адаптироваться к новым рыночным вызовам.