Команда исследователей из Массачусетского технологического института, Гонконгского университета науки и технологии и ETH Zurich разработала технологию InteRecon — инструмент для создания интерактивных цифровых объектов (IDI), которые могут объединять физический мир и смешанную реальность. С её помощью привычные с детства игрушки обретают новые свойства: они могут двигаться, реагировать на действия пользователя, воспроизводить видео, аудио и даже выполнять заданные сценарии поведения.
Как работает InteRecon
Технология включает четыре ключевых этапа:
- 3D-сканирование физического объекта.
С помощью специального мобильного приложения на iPhone пользователь сканирует игрушку, получая её точную трёхмерную модель. - Цифровая реконструкция.
Полученная 3D-модель импортируется в интерфейс InteRecon MR. Здесь происходит добавление параметров: система определяет сегменты объекта, которые можно анимировать, и предлагает настраиваемые траектории движения. - Функциональное программирование.
Пользователь вручную задаёт поведение объекта: какие части будут двигаться, как они будут реагировать на жесты или голос, какие действия должны вызывать проигрывание мультимедиа — видео или музыки. - Визуализация в смешанной реальности.
С помощью гарнитуры виртуальной реальности (например, Meta Quest) объект «оживает» в цифровом пространстве, с которым можно взаимодействовать в реальном времени.
Практическое применение: от детских воспоминаний до профессиональных симуляторов
Один из демонстрационных примеров — обычный игрушечный кролик. После 3D-оцифровки пользователь может «надеть» на него удлинённые уши, запрограммировать несколько движений — например, вращение головы, моргание или покачивание. Другой кейс — цифровой телевизор, в котором можно воспроизводить классические мультфильмы или свои личные видеоархивы. В интерфейсе также предусмотрена функция переключения «каналов», имитирующая взаимодействие с аналоговой техникой.
Однако потенциал технологии выходит далеко за рамки развлечений. По мнению разработчиков и первых пользователей, InteRecon может стать полезным инструментом:
- в дизайне одежды, где позволяет экспериментировать с визуальными прототипами и фактурой в виртуальной среде без пошива;
- в медицинском образовании, где студенты могут тренироваться на интерактивных моделях для отработки хирургических манипуляций;
- в промышленности, где создаются цифровые двойники оборудования с возможностью симулировать работу в экстремальных условиях.
Цифровое расширение памяти
InteRecon в первую очередь ориентирована на индивидуальный опыт. Пользователь сам решает, какие функции добавить объекту, какие воспоминания «вшить» внутрь: музыка из детства, фрагменты семейных видео, простые игровые механики. В итоге игрушка становится не просто цифровым объектом, а персонализированной капсулой времени, доступной в любой момент через гарнитуру смешанной реальности.
Разработка представляет собой новое направление на стыке ностальгии, персонализированных цифровых медиа и XR-технологий. InteRecon — не просто очередной AR-гаджет, а полноценный инструмент для интерактивной реконструкции повседневных предметов. С его помощью создается новая форма взаимодействия с памятью, обучением и цифровым дизайном — на пересечении игры и инженерии.