Недавняя авария с участием пикапа Cybertruck от Tesla вызвала новые сомнения в надежности программного обеспечения, отвечающего за работу системы автономного вождения. Инцидент произошел всего несколько дней после того, как генеральный директор компании Илон Маск анонсировал запуск платного сервиса роботакси в этом году.
Авария произошла в Рино, штат Невада, когда Cybertruck в режиме автономного вождения, требующего присутствия водителя, не смог перестроиться в другую полосу, которая заканчивалась. В результате пикап наехал на бордюр и врезался в столб. Водитель Джонатан Чаллингер, делясь опытом в социальной сети X, предупредил: «Не повторяйте мою ошибку. Будьте внимательны». Он также добавил, что у автомобиля были неустановленные технические проблемы, которые, по его мнению, привели к аварии.
Tesla уже давно сталкивается с критикой и расследованиями по поводу безопасности своей системы помощи водителю. Некоторые аварии с участием автомобилей компании, в том числе с летальными исходами, усилили недовольство. Тем не менее, Илон Маск недавно заявил, что «значительное улучшение» системы безопасности Tesla версии 13 должно развеять сомнения у скептиков, и предложил опробовать новую технологию.
Мнение экспертов в области беспилотных технологий также настораживает. Сабер Фаллах, профессор Университета Суррея, подчеркивает, что системы автономного управления, использующие искусственный интеллект, пока не готовы справляться с такими сложными ситуациями, как окончание полосы движения или внезапные изменения на дороге. Эти моменты требуют гораздо большей когнитивной гибкости, которой, по его мнению, искусственный интеллект еще не обладает.
Илон Маск также сообщил, что тестирование платного сервиса роботакси начнется в июне в Остине, штат Техас, где требования к беспилотным автомобилям минимальны. К концу года сервис будет тестироваться и в других регионах США, включая Калифорнию.
Внедрение роботизированных автомобилей имеет ключевое значение для Tesla, поскольку компания сталкивается с замедлением спроса на свою устаревшую линейку электромобилей. Инвесторы надеются на рост компании благодаря усилиям Маска в области робототехники и искусственного интеллекта.
Особенности подхода Tesla в использовании только камер, без дублирующих технологий безопасности, также вызывают вопросы. Эксперты отмечают, что в сложных условиях видимости — например, при сильном дожде, снегопаде или тумане — такой подход может быть рискованным, особенно по сравнению с методами других производителей, использующих дополнительные сенсоры и радары.
Кроме того, в последнее время Tesla объявила о повышении цен на свои автомобили Model X в США на $5 тыс. Теперь эта модель будет стоить от $84 990, а Model S Plaid подорожала с $94 990 до $99 990.