Около 90% автоматизированных канатных дорог на горнолыжных курортах России продолжают функционировать на иностранном программном обеспечении, доступ к которому был утрачен после 2022 года. Как рассказал РБК генеральный директор компании «Руслет» Дмитрий Сидорович, отсутствие обновлений критически снижает надежность этих систем и создает прямую угрозу безопасности пассажиров.
По словам Сидоровича, только около 10% канатных дорог в России переведены на отечественное ПО. Остальные работают на зарубежных платформах, которые с момента ухода европейских поставщиков не обновлялись. Производители просто покинули рынок, не оставив никаких решений для переходного периода. В результате оборудование не обслуживается, запчасти подбираются по принципу совместимости, часто без сертификации, а сама инфраструктура становится потенциально аварийной.
Сидорович привел конкретный пример: недавно из-за сбоя в европейском софте одна из канатных дорог зависла — люди более 40 минут находились в креслах на морозе, а аварийный привод не удалось запустить из-за программной ошибки, которую нельзя было устранить без доступа к исходному коду.
Автоматизированные системы требуют регулярного обслуживания и обновлений — в среднем раз в один–три года. Отсутствие этих процедур грозит массовыми отказами оборудования в ближайшей перспективе, особенно в пиковые сезоны.
«Руслет» — единственный локальный производитель софта для канатных дорог
Компания «Руслет», ранее известная как СП «РТ-Бартолет» (создана совместно «Ростехом» и швейцарской Bartholet), сегодня представляет собой единственную структуру в России, разработавшую и внедрившую автоматизированную систему управления канатными дорогами на отечественном ПО. После выхода иностранных партнеров структура бизнесмена Сергея Бачина полностью выкупила контроль над проектом и создала экосистему, в которую также входят производственные и инжиниринговые подразделения, а также разработчики софта.
На счету «Руслета» — восемь завершённых проектов по переводу иностранных подъемников на российские технологии. Среди них — ключевые курорты «Роза Хутор» и «Большой Вудъявр». По оценке Сидоровича, переход на отечественный софт занимает около трёх месяцев и может быть реализован без остановки работы канатной дороги.
Ситуация признана критической на уровне отрасли
По данным Ассоциации горнолыжных комплексов, к 1 сентября 2025 года все автоматизированные подъемники должны быть переведены на российское ПО в соответствии с указом президента. Зампред ассоциации Светлана Данилина подчеркивает, что гондольные подъемники входят в состав критической информационной инфраструктуры и не могут продолжать работу на неподдерживаемом иностранном софте. Аналогичную позицию озвучил и представитель госкомпании «Кавказ.РФ» Ислам Ашхотов: отрасли необходимы срочные отечественные разработки, чтобы не допустить технологического коллапса в зимний сезон.
Дополнительный импульс локализации придал выкуп «Руслетом» компании «Национальные канатные дороги», ранее являвшейся совместным предприятием с французскими партнерами. Это позволило создать замкнутый контур: от производства оборудования до разработки софта и автоматизации под ключ.
Вывод
Россия стоит перед необходимостью быстрой и технологически грамотной замены иностранного программного обеспечения на критически важной инфраструктуре. На данный момент единственным игроком, способным обеспечить масштабную миграцию на отечественные платформы, остаётся «Руслет». В условиях санкционной изоляции и сезонных рисков от скорости и эффективности его работы зависит безопасность тысяч туристов и устойчивость всей индустрии зимнего туризма.