В 2024 году российские потребители стали приобретать антидепрессанты значительно активнее, чем два года назад. Тогда, в условиях растущей тревожности, продажи этих препаратов достигли рекордных показателей. Сегодня высокий спрос продолжает сохраняться, что периодически приводит к дефициту популярных лекарств этой группы в аптечной сети.
Статистика продаж антидепрессантов
Согласно данным аналитической компании DSM Group, с января по ноябрь 2024 года в России было продано 16,1 млн упаковок антидепрессантов, что на 16,8% больше по сравнению с аналогичным периодом 2023 года (15,3 млн упаковок). В 2022 году этот показатель составлял 13 млн упаковок.
По информации оператора системы маркировки «Честный знак» ЦРПТ, спрос на антидепрессанты в 2024 году вырос на 22% по сравнению с 2023 годом. Специалисты компании RNC Pharma отмечают, что за январь-ноябрь 2024 года в России было реализовано 17,1 млн упаковок антидепрессантов на сумму 12,9 млрд рублей — это на 36% больше, чем в 2023 году. В денежном выражении рост составил 31,9%, достигнув 13,5 млрд рублей, что объясняется повышением цен на препараты.
По данным Росстата, в 2024 году медикаменты в целом подорожали на 11%, в то время как инфляция в стране составила 9,5%.
Дефицит и популярные препараты
Ажиотажный рост спроса на антидепрессанты в России начался еще в марте 2022 года, когда продажи за первую неделю месяца составили 577,6 тыс. упаковок на сумму 525,6 млн рублей, что в три раза больше по количеству и в четыре раза — по деньгам по сравнению с тем же периодом 2021 года.
Высокий спрос, а также продолжающиеся логистические проблемы с дистрибуцией препаратов, оказывают влияние на наличие антидепрессантов в аптеках. Например, с начала 2025 года в Москве перестал поступать в продажу «Золофт» на основе сертралина.
Согласно данным DSM Group, в 2024 году в России было продано 1,7 млн упаковок «Золофта», на сумму 752,2 млн рублей — это значительно превышает показатели прошлого года, на 302% и 334%, соответственно. «Золофт» занял третье место по объему продаж среди антидепрессантов, уступив только «Амитриптилину» и «Флуоксетину».
В 2024 году аптечная сеть «Ригла» продала около 146 тыс. упаковок «Золофта», что составило 6% от общего оборота антидепрессантов в натуральном выражении. В сети аптек «36.6» доля «Золофта» среди проданных антидепрессантов составила 15,5%.
Доступность и альтернативы
Виктория Преснякова, директор Ассоциации независимых аптек, сообщила, что «Золофт» доступен в аптеках в дозировках 25, 50 и 100 мг, но в ограниченном количестве. Психиатр Вячеслав Филашихин отметил, что на рынке имеются и другие препараты, содержащие сертралин, которые могут служить альтернативой популярному «Золофту».
По данным ЦРПТ, за последний год общее предложение антидепрессантов в стране увеличилось на 20%, до 25,9 млн упаковок.
Культурный феномен и влияние на здравоохранение
Директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов выделил, что в России формируется новый культурный феномен: люди, сталкивающиеся с депрессивными состояниями, все чаще обращаются к врачам и меньше полагаются на народные методы лечения. Это отражает общее изменение отношения к депрессии и ее лечению в обществе.
Перспективы развития фармацевтического рынка
Фармацевтическая отрасль в России продолжает развиваться. Например, компания «Озон Фармацевтика» планировала провести IPO на Московской бирже до конца октября 2024 года. В рамках размещения инвесторы могли приобрести акции допэмиссии. Размещение было доступно как для российских квалифицированных и неквалифицированных инвесторов — физических лиц, так и для институциональных инвесторов.
Заключение
Рост спроса на антидепрессанты в России в 2024 году стал следствием как социальных и психологических изменений, так и проблем с логистикой на фармацевтическом рынке. Увеличение объема продаж и рост цен подчеркивают важность расширения производства и улучшения доступности препаратов для населения.