Всплеск популярности дубайского шоколада, ставшего вирусным в соцсетях, вызвал острый дефицит фисташек на мировом рынке. По данным Financial Times, стоимость фисташковых ядер за год выросла с $7,65 до $10,30 за фунт — прирост составил более 34%. Причина — массовый скуп фисташек производителями десерта, не оставивший ресурса для других участников отрасли.
Ореховый трейдер CG Hacking сообщил, что в условиях изначально ограниченного предложения, шоколатье начали буквально выметать всё доступное сырьё. «Сегодня глобальный фисташковый рынок практически опустел», — констатировал представитель компании Джайлс Хакинг.
Что такое дубайский шоколад и почему он взорвал рынок
Дубайский шоколад — это десерт с хрустящей текстурой, в основе которой жареное на сливочном масле тесто катаифи, фисташковая или кунжутная паста и плотная шоколадная оболочка. Продукт был разработан эмиратской кондитерской FIX в 2021 году, но глобальную известность получил только в декабре 2023 года — после того, как стал вирусным в TikTok.
С этого момента спрос на ингредиенты, в первую очередь фисташки и катаифи, начал расти экспоненциально. Производители отмечают, что рынок оказался не готов к такому уровню потребления.
Иран наращивает экспорт, но этого недостаточно
Иран, занимающий второе место в мире по объёмам производства фисташек, увеличил поставки в ОАЭ на 40% за последние полгода. Однако даже это не помогло стабилизировать рынок. По словам Бехруза Агаха из Иранской ассоциации производителей фисташек, на фоне низкого спроса в 2023 году произошло перепроизводство, что стимулировало выпуск побочных продуктов — масел и паст. Но внезапный рост популярности дубайского шоколада сместил приоритеты обратно в сторону цельных ядер, вызвав перекос в логистике и цепочках поставок.
Кондитеры не справляются с новым спросом
Британская компания Prestat Group, один из поставщиков премиального шоколада, признала, что вирусная популярность дубайского десерта нарушила привычный порядок на рынке. «Продукт возник буквально из ниоткуда, и сегодня его можно найти в любом магазине — индустрия оказалась не готова к такому сценарию», — заявил генеральный директор компании Чарльз Жандро.
Он также отметил, что теперь трудно достать не только фисташки, но и измельчённое тесто катаифи — компонент, ранее считавшийся нишевым.