11.01.2023

Кто трусы ребятам шьет. Как швейная отрасль Петербурга переживает успехи 2022 года

Петербургские швеи в минувшем году показали класс. Как следует из отчета Петростата, за 11 месяцев 2022 года производство одежды — единственная отрасль, которая в 2,2 раза год к году сумела нарастить объемы производства. «Фонтанка» выяснила, кто эти герои и как им это удалось.

Производителей одежды в Петербурге и Ленобласти достаточно много — компаний, публикующих в СПАРКе бухгалтерскую отчетность, мы насчитали более 500, еще 280 ее не показывают. Одной из причин таинственности является специализация на производстве профессиональной и форменной одежды.

Лидер по пошиву формы

Один из таких «невидимых» игроков отрасли — АО «БТК Групп» Теймураза Боллоева. В 2017 году РБК назвал «БТК Групп» крупнейшим игроком на рынке легкой промышленности. Раскрыл и причины головокружительного успеха: общество специализируется на производстве профессиональной и форменной одежды для «Транснефти», «Русала», «Аэрофлота», РЖД, Министерства обороны, внутренних дел и Следственного комитета.

Последним годом, когда «БТК Групп» показал в СПАРКе финансовую отчетность, стал 2018-й: выручка составила 11,1 миллиарда рублей, чистая прибыль 240 млн.

У компании, указано на официальном сайте, 16 производственных площадок по всей стране — от Петербурга до Барнаула и Тывы — и одна в Белоруссии.

Насколько успешным в плане производственных показателей 2022-й стал для «БТК Групп», Теймураз Боллоев «Фонтанке» не сообщил — на звонок по известному ей номеру и запрос в мессенджере он не ответил.

Не купальником единым

Если углубиться в изыскания и поднять отчет Петростата «Социально-экономическое положение Петербурга и Ленобласти в январе — октябре 2022 года» (данные за 11 месяцев будут опубликованы только 13 января), экономический доклад в таблицах раскроет слагаемые успеха, повлиявшие на взлет индекса промышленного производства в одежной отрасли:

  • спецодежды было произведено 949,4 тысячи штук, что в 1,7 раза больше, чем годом ранее;
  • трикотажа или вязаных изделий — 1,2 млн штук, что вдвое больше год к году.

Рекордсменом по выручке в 2021 году стало ООО «Эколайф», шьющее женскую одежду из трикотажа — 1,1 миллиарда рублей выручки, 140 миллионов чистой прибыли. Госконтрактов у фабрики нет, ассортимент поистине светский — кардиганы, платья и юбки из кашемира и шелка, выпускаемые под брендом Free Age. Изделия далеко не на средний кошелек — цены на брюки стартуют от 44 тысяч рублей, на кардиганы — от 26. Возможно, компания и внесла весомый вклад в колоссальный прирост ИПП в минувшем году — чего в жизни не бывает, однако укрепить предположение комментарием представителя общества не вышло — на запрос «Фонтанки» там не ответили.

В тройке лидеров легкой промышленности — производитель бюстгальтеров и купальников ООО «Трибуна». Их производства расположены в Петербурге и Ленобласти, за 2021 год компания показала выручку в 411 миллионов рублей и 32 миллиона чистой прибыли. Повторить прошлогодний успех, говорят в компании, вряд ли удалось.

— Я бы не сказал, что 2022 год был для нас хорошим. Мы импортозависимое предприятие, у нас нет возможности покупать сырье на локальном рынке, поэтому для нас ограничение поставок, отказ партнеров работать с Россией очень сильно сказались, и в негативном ключе в большей степени. Если говорить о хлопковом ассортименте, возможно, там производство и выросло вдвое. Но поскольку мы работаем на синтетических тканях, то это точно не про наш сегмент. Мы привыкли работать с Европой, там были длительные налаженные связи, а теперь они разорваны, быстро найти замену поставщикам не так просто. На китайских поставщиков перейти мы не можем, страна закрыта для посещения, поэтому приходится изыскивать другие варианты. Если с этим все пройдет успешно, тогда да — очевиден будет рост, — поделился с «Фонтанкой» исполнительный директор Александр.

Еще один крепкий лидер — четвертая позиция в топ-5 — производитель трикотажного белья тихвинская фабрика «Комацо». Не самым успешным в плане прибыли для компании был коронавирусный 2020 год. Тем не менее немалую поддержку оказали пять госконтрактов на общую сумму 7 миллионов рублей, в рамках которых «Комацо» сшил 30 тысяч многоразовых масок для областного центра соцзащиты населения, еще 20 тысяч — для Тихвинской межрайонной больницы и 15 — для Выборгской районной администрации. В 2021 году отраженных в СПАРКе госконтрактов нет, однако выручка была приличная — 346 миллионов рублей, чистая прибыль — 21. Отчетности за 2022 год пока нет — финансовый год не закрыт, однако рассказывать, каким минувший год выдался для предприятия, там не стали.

— Никаких комментариев по вопросу работы фабрики коммерческий директор сейчас давать не собирается, — ответили в приемной «Комацо».

Ткани потеряны безвозвратно

Петербургское предприятие ООО «Сканвей» входит в пятерку ведущих компаний отрасли по выручке: по итогам 2021 года компания отразила в финансовой отчетности 427 миллионов рублей, показав 111 миллионов чистой прибыли. Фирма специализируется на пошиве спецодежды по госконтрактам для заказчиков со всей России. Наиболее показательным был 2017 год, принесший компании десятки контрактов на 294 миллиона рублей: Башкирская генерирующая компания заказала изолирующие противогазы и производственную одежду на общую сумму более 90 миллионов, для ТомскРТС на 11 миллионов сшили мужские профессиональные комплекты, для территориальной генерирующей компании из Омска — на 18 миллионов изготовили средства индивидуальной защиты. В этом перечне — Уренгойская и Харанорская ГРЭС, Нижневартовская и Костромская ГРЭС, Петроэлектросбыт.

В СПАРКе информации о госконтрактах с 2019 года нет, но, как рассказали «Фонтанке» на предприятии, спецодежду по госзаказам как шили, так и шьют.

— Достойных тканей-то нет, и что будет с сырьем, мы не знаем. В 2022-м мы неплохо сработали, госзаказы-то у нас есть, но 2023-й будет зависеть от того, выиграем ли мы тендеры, мы все время в них пытаемся участвовать. Замену ушедшим тканям мы ищем, но некоторые ушли безвозвратно с рынка. Мы шили из европейского 100%-ного хлопка с плотностью за 300 граммов, потому что он не горит, что важно для сварщиков, фрезеровщиков — профессий, где искры летят. Такой ткани больше пока нет. Сейчас все перестраиваются, может, кто-то и начнет выпускать, — говорят в ООО «Сканвей».

«Будут заказы — будет работа»

Швейное предприятие «Гатчинский текстильщик» с 2006 года специализируется на продукции для Минобороны России, МЧС и МВД, а также, как следует из данных официального сайта компании, на прочих швейных изделиях для туристов, рыбаков и охотников. По итогам 2021 года компания заработала 71,8 миллиона рублей выручки, чистая прибыль составила 9,1 миллиона рублей.

Объемы производства в минувшем году на предприятии выросли, отмечают на «Гатчинском текстильщике». Двукратный прирост индекса промышленного производства в целом по отрасли тоже объяснили — все идет на покрытие нужд СВО.

Достигнутых показателей на предприятии не раскрывают, но отмечают, что пришлось расширить штат: если в 2021 году, по данным СПАРК, на предприятии числилось 37 работников, то под конец 2022-го их стало втрое больше.

— Мы форму не шьем — работаем на бронежилетах, комплектующих, так скажем. Объемы производства в 2022 году увеличились, раз спецоперация идет. Мы стараемся пополнить фронт. Проблемы с тканями нас не касаются, мы работаем на давальческом сырье — получаем его от заказчиков. Будут заказы — будет работа, — говорят на «Гатчинском текстильщике».

Швей нет, слесари — на вес золота

Расширяться в обозримом будущем никто из производителей одежды не планирует — в условиях неопределенности это недальновидно. Кому необходимо, увеличивают производственные мощности кооперацией с крупными швейными предприятиями, цеха которых простаивают. В этом есть определенный резон, говорят они: небольшому предприятию все швейные машинки разом не купить — по деньгам не потянуть. Тем более что их нужен целый парк для разнообразных операций — оверлок для обработки срезов, и петельные, и пуговичные, и шлевочные, плоские и круглые. Да и не купить их нигде, кроме Поднебесной. «Родной Китай пока спасает», — шутят швеи.

— Японские — это гарантия качества, а кто шьет на абы чем, получает и качество соответствующее. С запчастями пока все в порядке, а потом и параллельный импорт, наверное, будет. Пока слесари на фабриках, где они есть, выходят из положения тем, что сами вытачивают нужные муфты и гайки, копируя оригинальные, — рассказали на ООО «Сканвей».

Второе препятствие к расширению швейных мощностей — отсутствие квалифицированных кадров.

— У нас работают граждане Вьетнама. Славян тоже приглашаем, но они почему-то не идут. Нет у нас швеек. Как закрыли ПТУ 20 лет назад, так и не стало в стране рабочего класса. Вьетнамцы же быстро обучаются, и, потом, они приезжают сюда зарабатывать, — говорит генеральный директор Наталья Михайлова.

Да и смысла в масштабировании никто из тех, с кем удалось пообщаться «Фонтанке», не видит: с окончанием СВО отвалятся и узконаправленные заказы. Вот тогда и проявится реальный индекс промышленного производства по части одежды.

Источник
Оцените статью
ODELAX.RU
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x

Проверить франшизу

Спасибо
Ваша заявка отправлена
Скоро мы свяжемся с Вами