В российской системе солидарного пенсионного обеспечения, где выплаты нынешним пенсионерам финансируются за счет взносов работающего населения, в 2024 году произошли значительные изменения. Доля страховых взносов работодателей, направляемых на обязательное пенсионное страхование, достигла 86% от всех расходов на выплаты страховых пенсий по старости. Это заметное увеличение по сравнению с 75% в 2023 году и 67% в 2022 году.
Согласно отчету Фонда пенсионного и социального страхования (Соцфонда), в 2023 году поступления страховых взносов составили 8,73 трлн рублей, а расходы на трудовые пенсии достигли 10,15 трлн рублей. Таким образом, коэффициент покрытия пенсионных выплат взносами существенно вырос. В анализируемые показатели включены погашение задолженности за предыдущие периоды, а также взносы и выплаты в новых регионах.
Историческая нехватка финансирования и снижение дефицита
Традиционно российская пенсионная система испытывала дефицит — страховые взносы не покрывали всех обязательств перед пенсионерами, а разницу компенсировали трансферты из федерального бюджета. Именно этот дисбаланс стал одной из причин реформы 2018 года, предусматривающей поэтапное повышение пенсионного возраста.
Еще в 2017 году страховые взносы покрывали лишь 68% от выплат страховых пенсий. Однако в 2024 году первичный дефицит бюджета Соцфонда снизился до 1,4 трлн рублей — минимального значения с 2014 года. В предыдущие десять лет этот показатель в среднем превышал 2 трлн рублей.
Кроме того, наряду с распределительной системой в России развивается механизм добровольных пенсионных накоплений. С 2024 года начала действовать программа долгосрочных сбережений, позволяющая гражданам самостоятельно формировать дополнительные пенсионные накопления.
Прогноз на 2025 год: рост покрытия до 92%
По прогнозам, в 2025 году доля страховых взносов, покрывающих пенсионные выплаты, может достигнуть 92%. Согласно осеннему проекту бюджета Соцфонда, предполагаемые взносы на обязательное пенсионное страхование составят 10,05 трлн рублей, а выплаты страховых пенсий — 10,94 трлн рублей.
Основные факторы роста коэффициента покрытия
По мнению профессора Финансового университета при Правительстве РФ Александра Сафонова, на увеличение доли покрытия пенсионных выплат страховыми взносами повлияли три ключевых фактора:
1️⃣ Рост зарплат в стране. Чем выше номинальные зарплаты, тем больше поступлений в пенсионную систему. По данным Росстата, за январь—ноябрь 2024 года средние зарплаты в России выросли на 17,8% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.
2️⃣ Снижение количества новых пенсионеров. Из-за повышения пенсионного возраста часть граждан, которые ранее бы уже вышли на пенсию, продолжает работать, что увеличивает поступления в систему и снижает расходы на выплаты. С 2017 года число получателей страховой пенсии сократилось на 2,3 млн человек.
3️⃣ Индексация пенсий ниже роста зарплат. Размер пенсий увеличивается в зависимости от уровня инфляции, тогда как зарплаты растут быстрее. Это сокращает разрыв между поступлениями от страховых взносов и расходами на пенсионные выплаты.
Также на изменения структуры финансирования пенсионной системы повлиял рост доли получателей социальных пенсий, размер которых ниже, чем у пенсий по старости.
Эксперты прогнозируют возможные изменения
Старший научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Виктор Ляшок подтверждает, что главным фактором улучшения баланса доходов и расходов Соцфонда стал рост зарплат в условиях кадрового дефицита.
Тем не менее он отмечает, что такая тенденция вряд ли сохранится в долгосрочной перспективе. В 2025 году индексация пенсий также будет привязана к уровню инфляции. Изначально планировалось повышение на 7,3%, но затем оно было увеличено до 9,5%. В дальнейшем, если поступления в Соцфонд продолжат расти, индексация пенсий может увеличиться, что снова усилит нагрузку на систему.
Ляшок также подчеркивает, что 100%-ное покрытие страховых пенсий за счет взносов работодателей не является целью — в системе по-прежнему предусматривается бюджетное финансирование.
Оптимизация бюджета Соцфонда и новые меры с 2025 года
Власти продолжают искать пути оптимизации пенсионного бюджета. В сентябре 2024 года РБК сообщал, что правительство обсуждает изменения в финансировании Соцфонда. В результате с 2025 года:
? Повышен порог льготных взносов для малого бизнеса — малые и средние предприятия теперь платят пониженный тариф соцстрахования с зарплат, превышающих 1,5 МРОТ вместо прежнего 1 МРОТ. Это фактически увеличивает взносы малого бизнеса.
? Унифицированы трансферты в Соцфонд — несколько раздельных бюджетных дотаций заменены единым трансфертом на обязательное пенсионное страхование.
? Страховые взносы в России остаются на уровне 30% от фонда оплаты труда (с учетом 15,1% при превышении предельной базы). Из этих средств 72,8% направляется на пенсионное страхование, а остальная часть идет на медицинское страхование и выплаты по временной нетрудоспособности.
Долгосрочные перспективы пенсионной системы
Эксперты отмечают, что в настоящее время сложно определить, сохранится ли тенденция ускоренного роста зарплат или же компании начнут снижать темпы их увеличения из-за ограниченных финансовых возможностей.
В ближайшие годы власти могут принять новые структурные изменения в пенсионной системе, направленные на долгосрочную сбалансированность доходов и расходов Соцфонда.