06.03.2025

Власти пересматривают реформу банкротства: бизнес предупреждает о рисках

Российские власти возобновили обсуждение реформы института банкротства юридических лиц. Однако, по мнению представителей бизнеса, предложенные изменения в текущей редакции законопроекта несут угрозу защите прав участников процедуры. Об этом говорится в письме главы Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александра Шохина, направленном министру экономического развития Максиму Решетникову. Копия документа, датированного 17 февраля, оказалась в распоряжении РБК, а его подлинность подтвердил источник, знакомый с содержанием.

Причины возвращения к обсуждению

Письмо РСПП стало результатом совещания под руководством вице-премьера Александра Новака, состоявшегося в начале февраля. Решение о возобновлении реформы связано с ухудшением экономической ситуации в ряде отраслей из-за высокой ключевой ставки, пояснил источник РБК. В настоящее время Минэкономразвития ведет консультации с представителями бизнеса, саморегулируемыми организациями (СРО) и банками, пытаясь определить возможные корректировки. Министр Решетников подчеркнул, что с начала года эта тема активно обсуждается.

Председатель комитета Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Гаврилов подтвердил, что возобновление обсуждений вызвано рисками роста банкротств. Однако пока законопроект находится на стадии экспертных обсуждений, и конкретных сроков его принятия нет. Депутат отметил, что реформа требует осторожного подхода, поскольку ее реализация затрагивает вопросы финансовой стабильности. Заместитель министра экономического развития Полина Крючкова добавила, что массовых банкротств пока не наблюдается, но возможные риски нельзя игнорировать.

Экономический контекст

Высокая ключевая ставка и инфляция создают сложные условия для бизнеса, особенно в строительной, производственной, транспортной отраслях и сфере управления недвижимостью, отмечает исполнительный директор ООО «УК «Помощь» Анна Ларина. В этой ситуации модернизация правил банкротства могла бы стать инструментом поддержки предпринимателей, если бы учитывала их интересы.

РБК направил запросы в РСПП, аппарат вице-премьера Новака и пресс-службу Минэкономразвития для получения комментариев.

Основные положения реформы

Проект реформы был впервые представлен Минэкономразвития в 2020 году, но его принятие откладывалось из-за многочисленных замечаний бизнеса и государственных ведомств. В 2021 году законопроект внесли в Госдуму, однако на фоне санкционного давления его рассмотрение приостановили. Ключевые изменения, предлагаемые реформой, включают:

  • Отказ от процедур наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления. В результате останутся только два формата банкротства: реструктуризация долгов и конкурсное производство (ликвидация);
  • Введение механизма голландского аукциона для продажи имущества банкротов. При отсутствии спроса цена снижается, а при наличии заявок — повышается;
  • Новый порядок конкурсного отбора управляющих, при котором СРО выдвигают своих представителей, а назначение происходит случайным образом по рейтинговой системе;
  • Ужесточение требований к компенсационным выплатам из фондов СРО, в том числе отмена предельной суммы выплаты по одному случаю и увеличение минимального размера фонда.

Куратором реформы теперь является замминистра экономического развития Максим Колесников, сменивший в 2024 году Илью Торосова.

Замечания бизнеса

По мнению РСПП, в предложенной редакции законопроект требует серьезной доработки. Основные претензии касаются двух направлений: регулирования деятельности СРО и системы назначения арбитражных управляющих.

1. Регулирование деятельности СРО

  • Снижение минимального числа участников СРО (до 10-20 человек) приведет к превращению их в узкоспециализированные структуры, действующие в интересах собственных членов, а не в интересах рынка;
  • Возможность создания СРО под контролем крупных кредиторов (банков, лизинговых компаний) поставит под угрозу права независимых участников банкротных дел;
  • Новый порядок компенсационных выплат приведет к ликвидации значительной части СРО, поскольку организации не смогут покрывать убытки своих членов.

По мнению юриста Эдуарда Олевинского, в текущих условиях страховой защиты деятельности управляющих фактически нет. Ранее существовавшая коллективная ответственность СРО ослабла, а два крупных случая убытков способны обанкротить фонд компенсаций.

2. Процедура назначения арбитражных управляющих

  • Введение балльной системы исключает возможность кредиторов выбирать управляющего, что может привести к назначению неподходящих специалистов;
  • Критерии оценки управляющих не отражают их компетентность. Например, процент погашения долгов зависит от финансового состояния должника, а не от опыта специалиста;
  • «Случайный» арбитражный управляющий, не имеющий поддержки собрания кредиторов, становится уязвимым перед возможными коррупционными схемами.

По мнению экспертов, необходимо сохранить право кредиторов выбирать СРО с учетом специфики бизнеса должника. Также необходимо пересмотреть рейтинговую систему, чтобы она учитывала реальную квалификацию управляющих, а не формальные показатели.

Итог

Обсуждение реформы банкротства возобновилось на фоне ухудшения экономической ситуации, однако предложенные изменения вызывают серьезные возражения со стороны бизнеса. Эксперты предупреждают, что в текущем виде законопроект может привести к ухудшению защиты прав участников рынка и росту коррупционных рисков. В ближайшее время Минэкономразвития продолжит консультации с заинтересованными сторонами, чтобы найти компромиссное решение.

Оцените статью
ODELAX.RU
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x

Проверить франшизу

Спасибо
Ваша заявка отправлена
Скоро мы свяжемся с Вами