Центральный банк России впервые опубликовал ренкинг финансовых организаций, в который вошли банки с наибольшим количеством обоснованных жалоб от заемщиков. Эти жалобы касаются нарушений при процедурах кредитования, и в результате их проверки были выявлены нарушения прав потребителей.
Ренкинг составлен на основе количества подтвержденных жалоб, которые поступили в ЦБ от клиентов конкретных банков за прошедший год. Для оценки были учтены только те обращения, которые признаны обоснованными после проверки регулятором. Это означает, что жалоба считается обоснованной, если в ходе проверки выявлены нарушения, и были предприняты меры для устранения проблем.
Методология и критерии
В ренкинг попали только те банки, которые на начало 2024 года имели действующие кредитные договоры с физическими лицами или выдавали новые ссуды в течение последнего года. При этом для попадания в список банку должно быть подано хотя бы одно обоснованное обращение. Ренкинг рассчитывался на основе соотношения количества жалоб на 100 тыс. клиентов.
Рейтинг не является оценкой качества работы банков, подчеркнул ЦБ. Перед публикацией списка финансовым организациям было предоставлено время на оспаривание присвоенных оценок.
Ренкинг крупнейших банков
В первую группу крупных игроков, на которых приходится наибольшее количество нарушений, вошли:
- Газпромбанк (индекс 0,56)
- Альфа-банк (0,45)
- Совкомбанк (0,447)
- Почта Банк (0,33)
- Т-банк (0,29)
- МТС Банк (0,24)
- ВТБ (0,23)
- Сбербанк (0,03)
Примечательно, что большинство нарушений, выявленных в этих банках, касаются некорректного отражения данных в кредитных историях клиентов. В случае Почта Банка большую долю составляют жалобы, связанные с навязыванием дополнительных услуг и ненадлежащим информированием при выдаче ссуд (67%).
Системно значимые банки
Во второй категории оказались системно значимые банки с высокой долей жалоб:
- Россельхозбанк (0,79)
- ПСБ (Промсвязьбанк) (0,71)
- Райффайзенбанк (0,26)
Банки с наибольшими нарушениями среди мелких игроков
Третью категорию составляют банки с высокой долей нарушений, среди которых:
- Уральский банк реконструкции и развития (УБРиР) — с самым высоким индексом нарушений 11,93
- Синара, Ак Барс, Тойота Банк, Уралсиб, Экспобанк, Локо-банк, Левобережный, Дом.РФ и другие
Будущий некредитный рейтинг
Этот ренкинг станет предшественником более масштабной инициативы — некредитного рейтинга, который ЦБ планирует вводить для всех кредитных организаций в будущем. Новый рейтинг будет отражать качество финансовых продуктов и обслуживания клиентов, помогая потребителям более осознанно выбирать финансовые учреждения.
Таким образом, ЦБ предпринимает шаги для повышения прозрачности и качества обслуживания в банковской сфере, нацеленные на защиту прав потребителей и повышение доверия к финансовым организациям.